Boeing Fly Dubai перед катастрофой свалился в штопор и ударился о землю под углом 45-50 градусов, сообщил «Интерфаксу» источник в оперативном штабе. Причины пока неизвестны, добавил собеседник агентства.

Названы предварительные версии причин крушения Boeing в Ростове-на-Дону. По словам источника агентства «Интерфакс» в оперативном штабе, следствие рассматривает ошибку пилотирования в сложных метеоусловиях, а также неисправность руля высоты. Другой источник, близкий к авиационным властям, рассказал ТАСС, что при втором заходе на аэропорт пилот Boeing в какой-то момент прекратил посадку и стал уходить на третий круг.
Однако на высоте 900 метров при скорости более четырехсот километров в час самолет накренился на левую сторону и почти вертикально врезался в землю. Порывы ветра в момент катастрофы достигали 11-17 метров в секунду, однако бокового ветра не было. Ни о каких технических проблемах на борту экипаж не сообщал. Претензий к качеству топлива у экспертов нет.

К версии об ошибке пилотирования склоняется и член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения и заслуженный пилот России Юрий Сытник:

Юрий Стыникчлен комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения«Срыв самолета в штопор — это просто увеличение угла атаки до критического. Срыв воздушного потока с несущих плоскостей, потеря подъемной силы, сначала это называется сваливанием, дальше он переходит в штопор. Здесь высота была не очень большая, то есть заштопорить еще не успел, он просто успел свалиться, и вошел под углом 40-50 градусов в землю. Штопор может быть при отказе двигателя, резом взятии штурвала на себя, при восходящих-нисходящих потоках, в так называемый сдвиг ветра попадает самолет. Резко меняется направление и скорость ветра, и это тоже может привести к срыву в штопор. То есть необязательно ошибка пилота — это могут быть погодные условия, которые развивались так, что самолет потерял устойчивость и свалился. Но, скорее всего, это ошибка в пилотировании. Экипаж уже был уставший, экипаж уже был весь на нервах, и вот здесь как раз возможна ошибка чисто летная».

У специалистов, занимающихся расследованием, пока нет понимания причин крушения дубайского Boeing, сообщили ТАСС несколько источников, близких к авиационным властям. Пока выдвигаются лишь предположения, воссоздана предварительная картина авиапроисшествия.

По предварительным данным, Boeing после двух неудачных попыток сесть стал уходить на третий круг. На высоте порядка 900 м при скорости более 400 км/ч лайнер дал левый крен и почти вертикально, под углом в 60 градусов, врезался в землю ближе к левому краю взлетно-посадочной полосы. Самолет практически носом вошел в землю.

Метеоусловия в Ростове-на-Дону были сложными, но бокового ветра не было. При ударе о землю самолет взорвался и загорелся. Его обломки разбросало по обе стороны взлетно-посадочной полосы. Источники добавили, что в настоящее время также установлено, что во время полета и при посадке экипаж ни о каких технических проблемах на борту не сообщал.

В воскресенье СМИ вновь обратили внимание на фрагмент аудиозаписи разговора пилота и диспетчера, которую накануне опубликовал портал DonDay.ru. В этом отрезке командир корабля интересуется мнением диспетчера, стали ли погода и видимость лучше.

Отмечается, что запись не может считаться аутентичной — на ней отсутствует привязка ко времени, и она не охватывает весь период разговоров между пилотом и землей. Связь в ходе диалога периодически прерывалась, а речь звучит нечетко:

-Есть ли какие-то улучшения по погоде?
- 981, сейчас ветер 230 градусов, 10-градусные порывы до 14 метров в секунду. Высота облаков - 630 метров, видимость - шесть километров, ливень.
- Спасибо. Есть ли погодные предупрежения?
- Нет.
- А когда вы смотрите из окна, видимость, на ваш взгляд, стала лучше?
- Умеренный...
- Спасибо.

Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков написал в Twitter, что причиной катастрофы Boeing 737-800 в Ростове-на-Дону мог стать тот факт, что эксплуатировавшая его компания Fly Dubai была лоукостером и на всем экономила. Boeing, разбившийся в Ростове, — лоукостер. Они на всём экономят, на запасные аэродромы не хотят. И это тоже могло стать причиной. Сэкономили», — написал Пушков.

Директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов не думает, что пилот Fly Dubai при посадке руководствовался вопросами экономии.

Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Я не знаю ни одного пилота, которого бы наказали за то, что он выполнил свои прямые обязанности по сохранению жизни своих пассажиров. Ни один менеджер авиакомпании никогда не будет ругать своего пилота за то, что он спас жизни своих пассажиров и свою собственную. Такого никогда не бывает. Чушь. И из аэропорта не дают указания капитану, он принимает решение самостоятельно. Он — первое и последнее лицо, которое руководит управлением самолета. Аэропорт только может сказать, что он закрыт, но, как я понимаю, он этого не говорил».

Генеральный директор консалтинговой компании ИНФОМОСТ Борис Рыбак считает, что нельзя сейчас говорить о том, что решение экипажа самолета Fly Dubai не уходить на другой аэродром было обусловлено желанием сэкономить.

Борис Рыбакгенеральный директор консалтинговой компании ИНФОМОСТ«Уход на запасной аэродром — я вам могу сказать — он три тысячи долларов стоит. Каждый лоукостер выбирает из возможных 150 источников экономии. Причем, там есть такие экзотические, которые вы даже себе представить не можете. Например, огромная часть экономии заключается в том, что лоукостер собирает много денег вперед и эти деньги оборачивает с помощью финансовых инструментов. Потому что по-настоящему лоукост возникает, когда вы за месяц покупаете билет. Сам факт того, что авиакомпания работает с моделью лоукост, абсолютно не свидетельствует, что она экономит на определенных вещах или не экономит на определенных вещах. Все это зависит от общей бизнес-модели лоукоста и требует тщательного исследования в каждом конкретном случае».

Посадка и заход на посадку самолета являются самым сложным этапом полета воздушного судна. По статистике, на этих этапах происходит около 60% всех авиационных происшествий.

В 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал целевую группу. Она занялась разработкой общемировых рекомендаций по снижению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Объединение назвали АЛАР. В группу вошли 100 ведущих авиационных экспертов. По результатам работы было создано Руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Очередная Ассамблея ИКАО одобрила документ к внедрению. Эксперты АЛАР в своей работе выделили главную причину всех авиационных происшествий при заходе на посадку или посадке: «Неспособность распознать экипажем воздушного судна необходимость ухода на второй круг и невыполнение этого маневра».

В Ростовском аэропорту установят мемориал в память о крушении Boeing. Об этом сообщает пресс-служба администрации города. Аэропорт Ростова-на-Дону может возобновить работу уже в понедельник, если удастся завершить восстановительные работы на взлетно-посадочной полосе. Единственная авиакомпания, отменившая рейс из Ростова в понедельник, — «Турецкие авиалинии». Остальные авиаперевозчики остаются в расписании. Ранее Следственный комитет разрешил убрать детали потерпевшего крушение Boeing с взлетного поля.