Профсоюзу журналистов рекомендовано публиковать декларации о доходах, расходах и имуществе своих членов. Об этом говорится в национальном плане противодействия коррупции, который утвердил президент Владимир Путин. Эта рекомендация также распространяется на «других работников, профессиональная деятельность которых связана с обеспечением общественных интересов и привлекает повышенное общественное внимание». Указ президента опубликован на сайте Кремля.

Business FM опросила журналистов, считают ли они правильным и нужным решение публиковать отчеты о их доходах. Рекомендацию президента одобряет председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.

Всеволод Богдановпредседатель Союза журналистов России«Я не вижу ничего предосудительного в этом положении, могут обижаться журналисты и мои коллеги. Но сегодня, когда вопрос стоит очень принципиально о доверии к журналисту, о попытках политтехнологов привести журналистов к разряду журналюг, которых можно проплатить, и они напишут все, что нужно этим политтехнологам. Позиции представителей власти отдельных в рангах больших начальников на медийном пространстве. Журналист должен помнить, что он нанятый работник, у него есть дядька, и надо дядьку слушаться. В этом контексте, чтобы обществу была понятна зарплата журналиста, и чтобы открытость была в этом вопросе, его возможности материальные. Я разговаривал в свое время с одной успешной журналисткой, она делала большой портал в Сибири, и она говорит, что это тоже свобода, она может принять решение, что ей выгоднее, какую занять позицию, чью позицию поддержать, материал опубликовать тот или другой. Но считаю, что это не очень правильный подход, что это не соответствует этике профессии. Вот в этом контексте я думаю, что какой-то смысл имеет в том, чтобы жизнь журналиста была в этом плане открытой».

Профсоюз журналистов, основанный в марте, отказался отчитываться о доходах. Журналисты подчеркивают, что траты людей, не связанных с госфинансированием, не могут быть предметом публичного интереса.

Кирилл Петровчлен профбюро профсоюза журналистов, шеф-редактор новостей журнала Slon«Наша позиция профсоюза заключается в том, что мы категорически против того, чтобы раскрывать свои доходы, расходы или какие-либо финансовые вопросы. Мы считаем это дискриминацией, мы не госслужащие, не депутаты, каким-то образом приравнивать нас к ним - совершенно нелепо, незаконно. Дело в том, что мы все работники частного сектора, даже если есть работники государственных СМИ, у многих в контракте прописана позиция, в которой оглашается, что мы не можем раскрывать свою зарплату. Мы не можем раскрывать какие-то другие вопросы финансового сектора. Если Союз журналистов говорит, что они готовы, то, пожалуйста, это их точка зрения, тем более, они сидят на госфинансировании, им нечего совершенно терять в этом вопросе, потому что, в принципе, все и так все прекрасно знают. Про нас тоже знают, мы платим каждую копейку, каждый рубль налогов с каждой зарплаты, с каждого гонорара. И поэтому у нас нет никакой совершенно обязанности как-то отчитываться».

Против публикации сведений о доходах журналистов и главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев.

Павел Гусевглавный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов«Странное популистское решение, я думаю, продиктованное прежде всего некоторыми лидерами ОНФ, они уже давно об этом говорят, живя только за счет государственных денег и не понимаю, что сегодня СМИ находятся в жесточайшем кризисе. Сегодня говорить о каких-то коррупционных составляющих в СМИ, даже если это, может быть, где-то и присутствует, это копейки по сравнению с тем, что творится в государстве среди чиновничества, среди олигархов, среди тех, кто занимается крупным бизнесом и разрабатывает крупные месторождения, и иные народу принадлежавшие богатства. Сегодня говорить о том, что какие-то профсоюзы. Во-первых, профсоюзов в СМИ нет вообще никаких. Творческие организации? Тогда нужно, чтобы союзы кинематографистов, архитекторов и остальные союзы отчитывались о своих доходах, а не только СМИ, почему СМИ? Почему архитекторы, которые создают дома, они могут быть не подвержены чему-то. Тогда давайте весь народ проверим. А для чего мы тогда налоги платим, для чего существует налоговая инспекция? Посмотрите там у кого доходы. Мы не чиновники, хотя на сегодняшний день почти 80% принадлежат государству или финансируются государством, может быть, из-за этого эта идея родилась, что государство подразумевает коррупционные схемы привлечения денег в СМИ. Тогда это другой вопрос, надо проверять только государственные СМИ».

Журналисты государству ничего не должны, в том числе не должны отчитываться о своих доходах, считает журналист, член Совета по правам человека при президенте России Максим Шевченко.

Максим Шевченкоруководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира«Прежде чем что-то требовать от журналиста, пусть сначала расследуют убийства журналистов. И одно из убийств журналистов в Дагестане не расследовано. Если власть хочет разговаривать с журналистами как с партнерами, мы готовы признавать себя частью общества. Если власть хочет, чтобы журналисты были открыты, тогда пусть посадят тех, кто заказал нападение на Олега Кашина и на многих других, пусть прекратят угрозы журналистам. Никто не берет журналистов под защиту. Журналисту можно обращаться как угодно. Журналисты ничего не должны, ни государству, ни власти в современной ситуации. До сих пор пока не будут расследованы убийства наших товарищей, мне лично все равно, что власть говорит в отношении журналистов».

План о противодействии коррупции был опубликован 1 апреля. В нем содержатся рекомендации руководителям государственных ведомств в ближайшие месяцы подготовить отчеты о борьбе с коррупцией и внести соответствующие изменения в уставы.