По словам министра финансов, подготовку нового бюджетного правила можно считать презентом к его дню рождения — 12 апреля Силуанову исполнилось 53 года.

Антон Силуановминистр финансов Российской Федерации«Мы подготовили подарок в честь дня рождения, подготовили новый вариант бюджетного правила, которое будет изымать все дополнительные доходы, которые мы должны получать, если будут высокие цены на нефть, в Резервный фонд. С одной стороны, это как раз не допустит укрепления рубля, не допустит влияния изменений цен на нефть в негатив, с точки зрения роста экономики, инфляции, процентных ставок».

С 2013 года в России действует бюджетное правило, по которому в резервы идут доходы от высоких нефтяных цен. Порог отсечения — 96 долларов за баррель. То есть, при нынешних низких ценах эта мера не действует, и фонды практически не пополняются, лишь тратятся. Оценить предложение Силуанова в комментарии Business FM согласился начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

Георгий Ващенконачальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс»«Ранее действовало такое же или похожее правило, когда сверхдоходы шли на пополнение Резервного фонда. Фактически государство выкупало валюту, это выравнивало баланс спроса и предложения таким образом, что курс находился немного ниже равновесного. Я полагаю, что новизна предложения Силуанова в данном случае заключается в том, что сверхдоходами будут считать теперь все, что получено от продажи нефти по цене выше 50 долларов за баррель, а не 100, как было раньше. Дело только в том, что цена нефти теперь стала достаточно волатильной, и желательно сделать механизм гибким, который бы подстраивался под ситуацию на рынке, чтобы при сильных колебаниях нефтяные компании не страдали бы. Если цена на нефть будет выше 50, то есть той, при которой бюджет балансируется, то оно вновь заработает, этого следовало ожидать».

По словам экспертов, предложение Силуанова — по сути, перекладывание на Минфин обязанности следить за курсом национальной валюты. Так как главная цель — именно не допустить чрезмерного укрепления рубля, которое сведет на нет все усилия по развитию отечественного производства. Кстати, еще год назад ЦБ заявил, что будут пополнять золотовалютные резервы, поставив цель довести их до полутриллиона долларов. Чем отличается инициатива регулятора от предложения Минфина? Мнение гендиректора инвесткомпании Volga-Capital Станислава Машагина.

Станислав Машагингенеральный директор инвесткомпании VOLGA-Capital«По всей видимости, предложения похожи. Вопрос, кто будет реализовывать их, и кто в этой игре будет сверху управлять процессом — Минфин или ЦБ сам будет разбираться с этим. Вот здесь, мне кажется, больше всего политики. Принципиально идея простая — будет укрепляться, давайте купим все, что продали до этого, побольше рублей дадим в систему, и тогда все начнет расти непременно. Изначально желание восстановить золотовалютные резервы вместо того, чтобы как-то попробовать поддержать внутренний спрос благодаря снижению какой-то инвестиционной активности, предпочитают консервативно собрать избыточную валюту опять в резервы».

Тем временем, МВФ опять ухудшил прогноз по российской экономике на текущий год. По оценкам фонда, падение составит 1,8% ВВП. Ранее аналитики МВФ предполагали снижение лишь на процент, а еще раньше — всего на 0,6%.