По итогам года потребление бензина, пусть и незначительно, но вырастет. Кризис, как выясняется, сильнее всего ударил по «синим воротничкам», а средний класс после провального для экономики первого полугодия смог приспособиться к ситуации.

Прогнозные расчеты по потреблению бензина в России на конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ» 5 октября представил генеральный директор ИГ «Петромаркет» Яков Рудерман.

По его данным, потребление бензина по итогам года составит 31,7 млн тонн – против 31,3 млн в 2008 году (+1,3%). Начиная с 2003 года рост этого показателя был в пределах 3-4%, но столь малое увеличение в 2009 году не должно смущать – в I квартале текущего года падение потребления бензина, по данным ЦДУ ТЭК, было 10-15%. Примерно к маю ситуация стабилизировалась: потребление сравнялось с показателями годичной давности.

Рудерман в интервью BFM.ru говорит, что первое полугодие для рынка нефтепродуктов России было провальным. В том числе – и за счет резкого снижения потребления бензина частными лицами. По его мнению, именно на этот период пришелся пик увольнений представителей среднего класса – основных владельцев легковых машин в стране. «Наблюдения показывают, что сейчас уволенные как-то приспособились к новой экономической ситуации – нашли новую работу или переориентировали траты. Теперь выясняется, что основной удар кризиса пришелся по «синим воротничкам», а в их среде автомобиль до сих пор воспринимается как «роскошь», а не средство передвижения», – поясняет он.

По словам Рудермана, автомобиль для среднего класса в России – статусная вещь, и от поездок на нем он откажется только при наступлении совсем плохой финансовой ситуации в семье.

Ранее в интервью BFM.ru начальник аналитического отдела ВЦИОМа Леонтий Бызов подтверждал эти наблюдения. «Что касается среднего класса, то он существенно не снизился в размерах, и по оценкам составляет от 20 до 25%, а в крупных городах больше 40%. То есть на численность среднего класса кризис пока никак не повлиял», – говорил он. По словам Бызова, «средний класс снизу подпирался значительными прослойками людей, которые пусть не дотягивали до среднего класса, но имели в условиях вертикальной мобильности хорошие шансы в него войти. Но кризис эти процессы замедлил».

Однако Рудерман обращает внимание на еще один свой прогнозный расчет, который показывает сокращение потребление бензина марки АИ-95 по итогам 2009 года. «Падение будет с 8,4 млн тонн до 8,3 млн год к году», – говорит он. Рудерман отмечает, что тот самый средний класс все чаще заливает в бак своих иномарок не АИ-95, а бензин марки АИ-92. «На самом деле машины иностранного производства приспособлены к бензину с октановым числом от 91 до 98. В хорошие времена на эту экономию в 1-2 рубля никто и не посмотрел бы», – рассуждает он.

При этом гендиректор ИГ «Петромаркет» говорит, что если анализировать потребление дизельного топлива в стране, то «кризис никуда не делся». По данным ЦДУ ТЭК, за 9 месяцев 2009 года было реализовано 21,5 млн тонн «солярки». В 2008 году за этот период – 24,4 млн тонн (падение около 14%). Интересно, что падение промышленного производства в январе-августе 2009 года составило похожую величину – 14,8%.

Яков Рудерман прогнозирует, что к концу года положение с потреблением дизельного топлива немного улучшится, но оно все равно не дотянет до величин 2008 года: 29,5 млн тонн против 31,7 млн тонн годом назад.

Резкое падение потребления топлива в корпоративном секторе отмечает и Герман Чеботарев, директор по маркетингу «Магистраль Карт» (входит в ТНК-ВР). В интервью BFM.ru он говорит, что продажи топливных карт в его компании за январь-сентябрь упали примерно на 20%. В целом он оценивает этот рынок (продажа топлива по картам) в 16 млн тонн ежегодно. По словам Чеботарева, в структуре продаж на бензин (в основном марки АИ-92) приходится 7%, остальное – на дизельное топливо.

Падение продаж карт в своей компании на 20% он оценивает даже как неплохой результат: ведь основные потребители «солярки» в России – автомобильные грузоперевозчики снизили свои обороты за этот период минимум на 30%. «А строительная техника – и вовсе в разы», – дополняет Чеботарев.