Российский уровень коррупции снизился до американского. К таким выводам пришли аналитики компании EY (бывшая Ernst and Young). По данным опроса, число тех, кто считает взятки в бизнесе распространенным явлением, снизилось на треть — с 48% до 34%. Этот показатель сопоставим с уровнем коррупции в США, сообщает компания.

Снижение взяток можно было бы объяснить ростом доли государственных компаний и сокращением малого бизнеса, который больше всего уязвим для чиновников. Но опрос EY проводился только среди крупных частных компаний. Таким образом, ничего не говорит о положении дел у мелких и средних. Business FM попросила российских предпринимателей, ведущих бизнес в Соединенных Штатах, прокомментировать такое заявление.

Александр Изотовглава кинокомпании Czar Pictures«Я могу заметить, что и в Америке, и в России коррупции вообще в принципе никакой не наблюдается, в данном случае, связанной с моим бизнесом. То есть, может быть, я выпадаю из общего ряда, но в России в последнее время, за исключением всяких мелких вещей, и тех, которые налаживаются, вроде организации открытия компании, неких мелкий поручений, все остальное достаточно позитивно, четко выполняется, и я перестал сталкиваться с какими-то элементами коррупции и давления на бизнес. Может быть, это связано с тем, что наш бизнес достаточно нестандартный, я не сталкивался постоянно с контролирующими органами, а в Америке мы вообще не чувствуем никакого давления. Мы вовремя сдаем отчеты, и, по большому счету, вообще не общаемся ни с кем, кто может каким-то образом нас либо забюрократизировать, либо зашантажировать».

В России коррупции не больше, чем на Западе, разница в ее выражении, говорит ресторатор Андрей Деллос:

Андрей Деллосресторатор«Вот эта наша манера посыпать голову пеплом, кричать, что у нас все коррумпировано, а у них все так законно и все так чисто, это могут говорить только те люди, которые на Западе никогда не занимались бизнесом. Поскольку я этим занимаюсь и в Америке, и во Франции, и сейчас в Великобритании, и в Италии, и так далее... Ну, про Италию вообще говорить просто смешно, она, наверное, выживает, в частности, благодаря коррупции, потому что там задокументировано все так, что опять же мы, которым казалось, что мы самое забюрократизированное общество, рядом с Италией просто отдыхаем — там шагу без бумажки не делаешь. Что касается Америки и Европы, в частности, Франции, точно так же все коррумпировано, просто это более гламурная коррупция, она такая, более с человеческим лицом, что называется, куртуазная. Там, например, если нельзя, к примеру, построить террасу, не надо давать взятки, идти куда-то что-то предлагать. Надо заказать проект у того, у кого надо, кто за это отвечает, причем проект за большие деньги, и тогда тебе все устроят. Что касается нас и изменений на сегодняшний день — в общем да, они есть, есть позитивные сдвиги. У них ничего не меняется в этом плане, а у нас как-то стало получше».

Вот как прокомментировал статистику партнер EY Дмитрий Жигулин:

Дмитрий Жигулинпартнер EY«Мы ежегодно отслеживаем ситуацию с коррупцией в корпоративном секторе, и нынешние исследования уже 14-е по счету. В России были опрошены 50 респондентов. Все они представляют крупный бизнес и занимают лидирующие позиции в своих отраслях. 80% из респондентов — это представители компаний с оборотом более 1 млрд долларов. Наше исследование показало тенденцию снижения уровня коррупции в России за прошедший год. Несмотря на это, опять же 26% респондентов по-прежнему готовы оправдывать использование неэтичных практик, поэтому в борьбе с коррупцией бизнес должен быть более активен, компании должны совершенствовать свои антикоррупционные политики, методы оценки существующих рисков, но и совершенствовать практику противодействия. Мы пока такие процессы наблюдаем далеко не во всех компаниях».

Декларации многих чиновников говорят о том, что они довольно богатые люди. Быть может, эволюция привела к тому, что страх потерять стал сильнее, чем жажда наживы?

Дмитрий Потапенкоуправляющий партнер ГК Management Development Group«Я не припомню, чтобы страх потерять как-то появлялся у наших чиновников. То есть он, безусловно, присутствует, но у них существует абсолютно 400 практически честных способов скрываться. Не просто так у нас все чиновники, как правило, у них очень талантливые дети, исключительно талантливые, в 22 года управляют миллиардными компаниями, миллиардными реально физически, опять-таки бывшие жены, мужья, поскольку сейчас это модно — все имущество переписать и развестись».

В EY считают снижение коррупции в России результатами работы властей.