США хотят, чтобы Германия активнее участвовала в военном сдерживании России. Об этом пишет немецкое издание Der Spiegel, отмечая, что Барак Обама намерен обратиться с таким призывом к Ангеле Меркель. Это произойдет в понедельник во время мини-саммита «Большой пятерки». В Ганновере также соберутся британский премьер Кэмерон, президент Франции Олланд и премьер Италии Ренци.

По данным Der Spiegel, Штаты настаивают, чтобы Берлин значительно шире участвовал в ротации подразделений НАТО, которые будут размещены на восточном фланге альянса — в странах Балтии, Польше и Румынии. Вашингтон рассчитывает на то, что Германия, а также Великобритания предоставят для этой цели солдат и военную технику. Какой будет реакция Берлина?

Александр Раржурналист, политолог«Для Германии усиление восточного фланга НАТО — это большая проблема. Германия преследует пути мирного урегулирования украинского кризиса через минские соглашения и считает, что здесь на виду большой прогресс. Германия против того, чтобы менять договоренности и принципы тех договоренностей, которые существуют между НАТО и Россией с 97-го года, со времен Ельцина, что НАТО не будет расширять свои инфраструктуры до самых границ России. Сейчас в НАТО по этому вопросу намечается раскол, и балтийские государства, Польша требуют возвращения организации НАТО к старым временам холодной войны. Четкое противостояние, как они говорят, российской агрессии. Они требуют американского присутствия на их территории. Новых противоракетных, оборонительных структур и также американской армии, танков. Это ужас, это, в принципе, мы возвращаемся таким образом во времена холодной войны. Как этот спор будет теперь решен, я не знаю. Потому что не все государства НАТО склонны сейчас идти на эти требования американцев, но стоять в стороне и показывать своим неприсутствием, они тоже не хотят. Поэтому наступил очень такой сложный момент. Я думаю, что, в конце концов, будет какое-то половинчатое решение. Германия согласится символически в чем-то участвовать, но также будут описаны сроки, если украинский кризис будет решен миротворческим путем, и будет задействовано урегулирование конфликта, то тогда это решение, которое вот сейчас, по-видимому, саммит НАТО в Варшаве будет принимать по поводу укрепления или расширения инфраструктуры НАТО до границ России. Это решение будет обдумано и взято назад после того, как ситуация исправится через минские договоренности».

Обращает на себя внимание и формат, в котором соберутся лидеры стран. Это «Большая пятерка» — США, Германия, Великобритания, Франция и Италия. То есть саммит пройдет без участия членов «Большой семерки» — Канады и Японии. Обсуждать будут, в том числе продление антироссийских санкций. Почему решено собраться именно в таком составе, и могут ли быть подвижки в вопросе санкций?

Александр Тэвдой-Бурмулидоцент кафедры европейской интеграции МГИМО«Если говорить про состав, то он вполне естественный, то есть здесь нет стран из семерки, которые не заинтересованы непосредственно в европейских делах, ни Канада, ни Япония. Они все-таки более отделены от европейского региона, поэтому вот эти проблемы решаются в более узком составе. Это не регулярная организация, это некая естественно сложившаяся группа стран из состава семерки, в этой конкретной ситуации имеет наибольший интерес. Что касается того, будут ли там каким-то образом какие-то подвижки происходить в отношении санкций, это крайне сомнительно, потому что пока нет никаких условий, которые раньше были сформулированы для того, чтобы санкции были отменены. Мы говорим в первую очередь о соблюдении минских договоренностей. Это просто, скорее всего, сверка часов, потому что понятно, что какие-то подвижки могут происходить, после вывода войск из Сирии украинский конфликт делается снова первоплановым, обсуждается усиление НАТО в черноморском регионе. Но никаких принципиальных изменений, честно говоря, мне кажется пока ждать не приходится».

Как отмечает Der Spiegel, Берлин ощущает давление, и на переговорах ведет себя сдержанно. До сих пор Германия предпочитала оставаться в стороне от этих планов, поскольку она уже дала обязательства на период до 2020 года о широком участии бундесвера в новом контингенте быстрого реагирования НАТО.