ЦБ отказался называть крупнейший банк, на который наложен крупнейший штраф. В ответ на запрос Business FM регулятор сообщил, что не раскрывает подобную информацию.

Ранее в ЦБ заявили, что некий крупнейший банк был оштрафован на крупнейшую для России сумму за сомнительные операции. О каком банке, о каком штрафе может идти речь? И почему крупные нарушители регулярно остаются неназванными?

Есть 2 версии, что именно заявили в ЦБ. Цитата по ТАСС: «Это крупнейший банк». Цитата по РИА Новости: «Это крупнейший штраф». Разница принципиальная. Если ЦБ оштрафовал крупнейший банк, то это в русском языке означает самый крупный. И тогда вариантов нет — Сбербанк. Позже ТАСС со ссылкой на источники в банковских кругах сообщило, что речь идет о банке не из первой тройки. То есть не Сбербанк, не ВТБ и не «Газпромбанк». Business FM регулятор официально, но лаконично пояснил, что не раскрывает информацию о мерах воздействия на действующие кредитные организации. Но, быть может, речь шла именно о крупнейшем штрафе. Тогда нет ничего особенного, потому что штрафы российские банки платят небольшие.

Максим Осадчийначальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования«Если было сказано именно крупнейший штраф, особо крупных штрафов банкам ЦБ не выписывал. Что такое крупнейший штраф? Это сумма несколько сот миллионов рублей, может быть, несколько миллиардов. Для крупнейших банков эти суммы не очень существенны. За первый квартал это не миллиардные суммы, а миллионы».

В ЦБ сравнили ситуацию с BNP Paribas. Власти США обвинили его в нарушении режима санкций. В итоге французский банк, кстати, тоже крупнейший, оштрафовали на 9 млрд долларов. Для сравнения, по нынешнему курсу — это в 2 раза больше прибыли Сбербанка в прошлом году. Впрочем, в ЦБ сказали, что сопоставима вовсе не сумма, а «принципы и подходы». И добавили, что штраф еще не оплачен. История с BNP Paribas длилась около полугода. За это время акции банка подешевели почти на 20%. Российская биржа на заявление ЦБ не отреагировала совсем. Об этом, а также о влиянии наказания на деятельность банка, говорит вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

Алексей Вязовскийвице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом»«Я сомневаюсь, что подобные новости приведут к таким колебаниям. Надо просто понимать, любой штраф будет опротестован банком. Это длинная история, которая будет включать в себя какие-то суды. У нас в России это всегда длится долго. Второе — история показывает, что такие штрафы не сильно сказываются, тем более на бизнесе крупнейших банков, особенно с госучастием. Скорее всего, это будет сильный репутационный ущерб».

Скорее всего, регулятор просто дал сигнал крупным банкам: внимательнее следить за своими транзакциями. С одной стороны, показал твердость характера, о чем свидетельствует слово «крупнейший», с другой — мягкость — ни сумма штрафа, ни банк не названы. Но к этому не привыкать. В России регулярно что-то такое происходит с участием анонимных гигантов. В прошлом году руководство какой-то крупной газовой компании заподозрили в неуплате налогов на миллиард рублей. А еще раньше неназванные отечественные спекулянты-экспортеры обрушили рынок. И только власти все про всех знают и могут, если что, пожурить.