Деловая активность в российском секторе услуг растет: в апреле темпы роста были лучшими за последние три года. Таковы данные исследования, проведенного компанией Markit. Индекс PMI в сфере услуг в апреле поднялся выше 54 пунктов — это максимальный показатель с марта 2013 года. Значение индекса выше 50-ти указывает на рост деловой активности.

Авторы исследования считают, что рост связан с улучшением спроса на фоне роста цен на нефть. Однако главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин считает, что рост PMI в сфере услуг говорит о совсем другой важной тенденции:

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Конечно, показатель сектора услуг в апреле хороший, но велика вероятность того, что индекс сектора услуг, как и индекс промышленности PMI, существенно смещен в сторону крупных компаний. И это очень большая проблема с точки зрения релевантности того, что дает индекс PMI, и того, что на самом деле происходит в том или ином секторе. Хорошо видно по тем же мартовским данным: PMI указывает на рост в секторе услуг, а на самом деле в секторе услуг у нас падение, и по большому счету довольно хорошо заметное, особенно в самом крупном его сегменте, связанном с розницей. Но, тем не менее, этот процесс характерен для нынешней фазы российского кризиса: крупные компании, которые оказались лучше готовы к ситуации, во-первых, вытеснили иностранных конкурентов, а теперь вытесняют малый и средний бизнес, который испытывает проблемы. Индекс PMI в существенной степени ориентирован на крупный бизнес, он достаточно мало, как мне представляется, фиксирует малый и средний просто в силу особенностей, количества выборки. Передел в пользу крупного бизнеса длится уже не первый год, и поскольку крупный бизнес оказался лучше готов к кризису и меньше зависит от банковских кредитов, по большому счету то, что мы сейчас наблюдаем, глядя на индекс PMI, это не то, что сектор услуг устанавливает, а то, с какой скоростью идет передел рынков в пользу крупного бизнеса в секторе услуг».

Президент группы компаний «Сеть химчисток «Диана» Дмитрий Несветов никакого системного роста в сфере услуг не видит:

Дмитрий Несветовпрезидент группы компаний «Сеть химчисток «Диана»«Со своей стороны у нас есть, естественно, свои замеры, и в соответствии с ними никакого такого масштабного системного роста в услугах не произошло. В целом услуги так же, как и весь потребительский рынок, это весной и в апреле в частности находился в той же самой стагнации, что и вся экономика. Но есть некоторые поддерживающие факторы, которые могли бы несколько исказить эту информацию. Во-первых, несмотря на то, что ценники в услугах после двух этапов девальвации очень мало сдвинулись, возможно, в начале года предприятия попытались провести хоть какую-то ценовую коррекцию, потому что довольно сильно отстали от того уровня цен, который был вызван девальвацией. А у многих в том числе и в услугах часто довольно существенная импортная составляющая, поэтому это было сделать необходимо. И вот в начале года, я знаю, кто-то пытался это сделать. Поэтому здесь, возможно, просто выражен стоимостной фактор. А во-вторых, услуги в связи со стагнацией, кризисом и прочими неприятностями вынуждены искать новые способы, новые формы предложений на рынок, и это предложение, конечно, они ищут со всей возможной силой».

В производственном секторе деловая активность в апреле, напротив, замедлилась. В компании Markit указывают, что эти результаты вновь «подчеркнули разницу показателей у преодолевающего трудности производственного сектора России и восстанавливающегося сектора услуг».