В России из-за низкого спроса на автомобили могут закрыться от трех до шести автозаводов. Такие выводы сделали в своем исследовании аналитики компании The Boston Consulting Group (BCG), исходя из прогнозов по стоимости нефти и слабого рубля. В зоне риска, по их данным, находятся производители, не имеющие стратегических интересов в России и недавно запустившие свои производства, а также те, чье развитие направлено на другие страны БРИКС.

В прошлом году с российского рынка ушла американская General Motors. О том, кто сейчас находится под угрозой, Business FM рассказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь Моржареттопартнер аналитического агентства «Автостат»«Классический пример, к сожалению, это завод Peugeot Citroen, который производит на сегодня две модели Peugeot и Citroen, а продажи составляют 200-300 машин в месяц. Соответственно, держать ради такого производства завод более чем странно. Вернее, понятно, зачем держат — потому что там еще производится модель более или менее успешная Mitsubishi, но все равно тяжело держать завод для производства 200 автомобилей в месяц. Компания рассчитывает на подъем рынка в некой перспективе, но непонятно, если даже и будет этот подъем, долго ли он продлится. В очень тяжелом состоянии находится завод Mazda во Владивостоке, потому что там производятся две модели Mazda и спрос на них не так велик, чтобы держать отдельное производство. В общем, можно еще кого-то вспомнить, но я не думаю, что сейчас кто-то будет закрывать. Сейчас будут все терпеть до конца, ждать, как ситуация будет складываться в течение года. Ведь и руководитель Peugeot Citroen, и руководитель Mazda, и другие говорят, что не уйдут с российского рынка, будут держаться, изо всех сил напрягаться, но производство здесь не остановят».

Старший аналитик компании «Атон» Михаил Ганелин считает, что заводы не будут останавливать. Вероятнее всего, из-за низкого покупательского спроса в РФ просто переориентируют производство на экспорт:

Михаил Ганелинстарший аналитик компании «Атон»«Если смотреть статистику продаж, которую дает, например, Ассоциация европейского бизнеса, довольно слабые продажи у Peugeot и Mitsubishi, при этом у них есть большой завод в Калуге. Можно было бы предположить, что они хотят его закрыть, но на самом деле интересно, что эти компании предпочли закрыть завод в США в 2015 году и сказали, что останутся в России и будут как-то пытаться налаживать экспорт автомобилей из России. Вот пример, который говорит о том, что сложно сказать, какие компании решат закрыть завод, какие оставят. Может, какие-то китайские автомобили уйдут из России, потому что для них российский рынок все-таки очень маленький, и бороться за него, наверное, нет смысла».

Минпромторг, в свою очередь, полагает, что в следующем году возможно восстановление российского авторынка. Глава ведомства Денис Мантуров заявил, что текущий год переломный с точки зрения подготовки экономики в целом к последующему росту. Правда, ряд аналитиков не согласен с такими прогнозами, хотя и не исключает, что падение авторынка к концу года может остановиться.

В Ассоциации европейского бизнеса считают, что в этом году продажи на отечественном авторынке могут упасть на 4%. Это стало бы отличным результатом — почти в девять раз меньше, чем годом ранее.