Похоже, работать это будет так: если вы сотрудник, ваш корпоративный телефон, когда вы в офисе, смогут прослушать. Но получается, если у вас есть второй, личный мобильник — говорите что угодно, никто не узнает. В этом плане прослушка коту под хвост. А вот что касается служебных мобильников — эти разговоры будут перехватывать, расшифровывать, и робот будет вычленять там определенные ключевые слова. Объясняет гендиректор InfoWatch Наталья Касперская.

Наталья Касперскаягендиректор InfoWatch«Предполагается, что она будет работать так: это некая сота, которая ставится в помещение компании, она перехватывает звонки сотрудников с корпоративных мобильных телефонов, привязанных к компании, и, соответственно, вычленяет какие-то ключевые слова. То есть, условно говоря, Штирлиц звонит Борману из кабинета правительственной связи. Потом все Гестапо бегает и ищет, кто же звонил. В случае нахождения такого прибора будет сразу известно, кто звонил Борману».

Пока система еще не разработана полностью, но многие компании она наверняка заинтересует. Конечно, есть моральный аспект, но, как говорит глава «Национального резервного банка» Александр Лебедев, который сам ранее работал в Службе внешней разведки, — если менеджеры надолго остаются один на один с большими денежными потоками, 90%, что у них возникнут большие соблазны. А если сотрудник будет знать, что его прослушивают, — это неплохая профилактика. Лебедев считает, что многим компаниям такая система прослушки нужна, и объясняет на собственном примере.

Александр Лебедевпредседатель совета директоров холдинга «Национальный резервный банк»«Любые компании, в которых есть сколько-нибудь крупные денежные обороты и материальные вопросы. Мне бы это не помешало в свое время, пока я был в Госдуме депутатом, а мои менеджеры совершили многомиллиардные хищения. Я сейчас вынужден расследовать много лет, не имея базы контроля, и тратить огромные деньги на юристов в восьми странах мира».

С одной стороны, если сотрудник будет знать, что его прослушивают — будет стараться не болтать лишнего. Но только по корпоративному мобильнику. А ведь других способов миллион. Обсудить все при личной встрече в кафе. При большом желании можно вообще сообщить все, что нужно иносказательно. Условно говоря, вместо «Борис Никифорович» говорить «Михаил Иванович». Об эффективности рассуждает эксперт в области информационной безопасности Максим Эмм.

Максим Эммэксперт в области информационной безопасности«Если человек злонамеренно собирается какую-то информацию выносить за пределы компании, конфиденциальную, есть множество способов это сделать. Ее можно написать на бумажке карандашом, поэтому тут панацеи нет».

Есть не только моральный, но и юридический аспект — тайна частной жизни и телефонных переговоров гарантирована Конституцией. Но министр связи Никифоров сказал: прослушка возможна при добровольном согласии сотрудников — если это прописано в трудовом договоре. Касперская говорит — читать расшифровки переговоров будет машина, а не человек, поэтому Конституция не нарушена. Но ведь после робота читать их будет уже сотрудник службы безопасности, или руководитель компании. А может, и кто-нибудь еще.