Глава Верховного суда Чечни подал в отставку после того, как его раскритиковал Кадыров. На совещании с судейским корпусом Чечни 5 мая глава республики предложил председателю ВС Магомеду Каратаеву и трем районным судьям добровольно сложить с себя полномочия. Кадыров также написал в Instagram, что «это будет самое правильное решение в их жизни».

Недовольство руководителя региона, по его же словам, было вызвано затягиванием сроков рассмотрения уголовных дел по существу, практикой рассмотрения гражданских дел по спорным квартирам и факты вынесения противоречащих друг другу решений по одному и тому же делу. «Мне какая разница, если вы одинаково убиваете, унижаете мой народ. Если у тебя есть честь, достоинство, ты должен написать заявление, если ты не справляешься со своими обязанностями», — заявил политик. Председатель Верховного суда республики Каратаев в интервью телеканалу «Грозный» согласился с претензиями Кадырова и принес свои извинения.

«Я полностью беру на себя ответственность за ошибки, допущенные судьями. Я считаю, что претензии главы Чеченской республики к судебной системе, в частности, как к руководителю, ко мне, они обоснованы. После этих критических замечаний я для себя сделал вывод, что в должной мере не смог проконтролировать, и предложение главы уйти в отставку я принимаю и приношу перед ним извинения и перед чеченским народом».

Ситуация с судьями, аналогичная той, о которой заявил Кадыров, наблюдается по всей стране, говорит руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, член Совета по правам человека Максим Шевченко.

Максим Шевченкоруководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира«Судьи во многом принимают решения, исходя из соображений не закона, а из соображений некой конъюнктуры, просто подгоняя закон под конъюнктурный интерес. Поэтому если в каком-то регионе, например, в Чечне, глава региона критикует судей и вынуждает уйти в отставку, то это говорит только о том, что в этом регионе все в порядке, потому что во всех других регионах перед судьями просто заискивают или их прессуют, или подкупают. Кавказ ничем не отличается от России, кроме того, что там живут многие разные народы, и люди говорят на других языках. Коррупция, произвол, беззаконие идет по всей стране. Просто на Кавказе общество свободнее, и люди там жестче критикуют подобные явления, а в других регионах страны как в рот воды набрали, сидят и молчат, и ждут, что само все рассосется».

Вот что рассказал журналист Орхан Джемаль:

Орхан Джемальжурналист«Рамзан Кадыров возмутился тем, что судья не сажает своего дальнего родственника, хотя ему, Рамзану Кадырову, известно, что тот боевик, и известно, где находится. А судья говорит, что у нас нет доказательств, что он боевик, и вообще не знаем, где он находится. Кадырова раздражала конкретная ситуация, попался ему под горячую руку судья Каратаев. Что касается судов, то Кавказ не однородный, суд в Дагестане — это одно, суд в Чечне — это другое. Если мы говорим о независимости судов, независимых судов нет на Кавказе точно так же, как и в России, нет. Везде есть «телефонное право», везде есть возможность сказать судье, какое решение выносить. То, что в Чечне Рамзан Кадыров может снять верховного судью, это уникальная ситуация. Обычно у главы региона таких полномочий нет».

Каратаев опроверг сообщения некоторых СМИ о том, что ему с семьей пришлось покинуть республику из-за преследований.