Владимиру Путину предложат на выбор две модели развития экономики. Эти концепции обсуждает экономический совет при президенте, пишет газета «Ведомости». Бизнес-омбудсмен Борис Титов и помощник президента Андрей Белоусов выступают за бюджетное стимулирование.

Их оппонентом является бывший министр финансов Алексей Кудрин, который считает, что страну не стоит гнать к экономическому росту в ближайшие годы. Кудрин предлагает снизить дефицит бюджета до 1%, сократить инфляцию до 4% и провести реформы правоохранительной и судебной систем. Эти идеи Business FM прокомментировал профессор Высшей школы экономики Иван Родионов:

Иван Родионовпрофессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ«У меня есть опасения, что ни то, ни другое не сработает. Все говорят, кризис должен закончиться тем, что экономика России будет подвержена структурным реформам, и одновременно никто ни разу конкретно хотя бы три-четыре примера этих структурных реформ не назвал. С этой точки зрения, если ты не знаешь, что ты делаешь, то каким способом ты это делаешь, не имеет значения. Есть мнение, что надо накачать в бюджет больше денег, и этот вариант в отдельных странах иногда получался. С другой стороны, есть другое мнение: надо тщательнее тратить, что тоже в отдельных странах получалось. Во всех наших примерах, когда мы в течение последних 10 лет тратили достаточно много этих мер бюджетного стимулирования, результат был не всегда ожидаемый. Обратите внимание на тот же космодром «Восточный»: кто еще получил больше денег и меньше ему жалели из бюджета, чем, например, космодром? Все равно с опозданием получилось, результат не очень удачный. Может быть, эта идея о том, что не надо направо и налево раздавать, и разумна. Но с другой стороны, наш уважаемый господин Кудрин роль Минфина свел до того, что министерство стало счетоводом. На самом деле его функция состоит в том, чтобы создавать условия для развития бизнеса. Когда бизнес динамично развивается, появляется больше налогов, соответственно, у государства появляются возможности их удачно тратить. Он никогда эту функцию на себя не брал и никогда ответственность за это нести не хотел. И с этой точки зрения, когда он говорит, что не надо стимулировать бюджетными средствами, это означает, что он в рамках той же парадигмы, в которой он был и благодаря которой наша страна пришла к тому состоянию, в котором мы находимся, и хочет остаться».

В свою очередь, Андрей Белоусов считает, что у страны есть ресурсы для роста — нераспределенная прибыль компаний, которая сейчас лежит на счетах.

Концепция стимулирования экономики предполагает годовой рост ВВП на 4% с 2018 года. О том, что собираются предложить президенту участники совета, рассуждает главный экономист в Евразийском банке развития Ярослав Лисоволик:

Ярослав Лисоволикпрофессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития«Вот эта кейнсианская модель, которая предполагает увеличение бюджетных расходов как средство стимулирования экономического роста, сейчас упирается в определенные препятствия, связанные с тем, что для роста бюджетных расходов необходима достаточно крепкая доходная база бюджетных поступлений. Здесь совершенно очевидно, что ситуация достаточно сложная. В то же время необходима достаточно эффективная политика бюджетных расходов, то есть система, которая обеспечивает высокую адресность и эффективность бюджетных расходов. Этого на данный момент тоже нам не удается достичь. Попытки использования безоглядной эмиссии для увеличения расходов, очевидно, будут сопряжены с разбалансировкой экономики. Кроме того, надо учитывать и тот факт, что помимо проблем со спросом, которые испытывает наша экономика, есть еще более серьезные ограничения, связанные с предложением и структурными ограничениями, которые вряд ли будут разрешены коренным образом ростом бюджетных расходов».

Свой выбор президенту предстоит сделать 25 мая на заседании экономического совета. Источники «Ведомостей» считают, что шансы Кудрина убедить президента выше. Впрочем, как сказал один из чиновников, «рост ВВП на 1% и стабильная макроэкономика — слишком унылая повестка для президента на выборы. «А если учесть, что реформами будет заниматься все та же команда, что и 15 лет назад, то вообще тоска берет — как будто собрались деды и вспомнили, как гуляли в молодости», — добавил он.