Ночь в музее: Булгаковский маршрут

В субботу 21 мая в рамках акции «Ночь в музее» Музей Булгакова подготовил специальный маршрут, состоящий из четырех ярких бесплатных событий, действие которых охватит самые булгаковские места Москвы

В 20:00 в нескольких десятках шагов от Большой Садовой начнется вечерняя концертная программа Булгаковского фестиваля на Патриарших прудах «Фаустовские мотивы», в которой примут участие солисты Большого театра и пианист Павел Небольсин.

Еще на одной площадке неподалеку, в Музее современного искусства (MMOMA) на Тверском бульваре, последний день будет работать выставка «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях» — совместный проект Музея Булгакова и ММОМА. Выставка рассказывает об американском путешествии Евгения Петрова и Ильи Ильфа (близкого друга Михаила Булгакова). Ровно в 22:00 научный куратор выставки проведет заключительную экскурсию и покажет уникальные семейные архивы Ильи Ильфа.

Булгаковский фестиваль. Фото: Музей Булгакова

Отсюда можно добраться до второй квартиры Михаила Булгакова на Большой Пироговской улице, которая открыла свои двери для посетителей к юбилею писателя. На выставке «Рукописи не горят» можно будет увидеть уцелевшие страницы рукописи первой редакции романа «Мастер и Маргарита» и текст знаменитого письма советскому правительству. Короткие экскурсии по выставке пройдут с 18:00 до 00:00.


ИРРИ: «Как в кино»

Акция в этом году приурочена к Году российского кино. Музейно-выставочный комплекс на Дербеневской будет работать с 11:00 до 00:00. Вход и участие в мероприятиях бесплатные

Фото: ИРРИ

Один из главных пунктов программы «Как в кино» — лекция, посвященная кинематографу и живописи. Кто из художников работал в кино, и кто из режиссеров отлично умел рисовать? Какими фильмами вдохновлялись живописцы, и как это влияло на их творчество? О связях и взаимодействии двух видов искусств расскажут на лекции в 20:00.

Помимо теории будет и практика: в 17:00 пройдет мастер-класс по мультипликации для детей и их родителей, на котором участники смогут научиться работать в технике stop motion. Для участия необходима предварительная регистрация по почте.

В 13:00, 15:00, 17:00, 19:00 и 22:00 искусствоведы Института русского реалистичного искусства проведут бесплатные экскурсии по временным выставкам «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» и «Виктор Иванов», а для тех, кто захочет изучить экспозицию самостоятельно, музей подготовил квест с призами.


ЦДК в Музее Москвы: фильмы про современное искусство и культуру

Центр документального кино традиционно принимает участие в акции «Ночь в музее». В программе будет представлен фильм «Волчья стая» и состоится единственный показ фильма «Обыкновенные чудеса: Нью-Йорк глазами Photo League», который вошел в программу первой в России выставки о творческом объединении

«Волчья стая»

Фото: ЦДК

Шестеро братьев Ангуло провели всю свою жизнь в изоляции от общества, запертыми в квартире, которая находится в Нижнем Ист-Сайде, районе в юго-восточной части Манхэттена. Несмотря на свое прозвище «Волчья стая», эти невероятно смышленые ребята получили образование на дому, у них нет никаких знакомств вне семейного круга, и они практически никогда не покидают свой дом. Все знания об окружающем мире они черпают из фильмов, которые смотрят с одержимостью, а затем скрупулезно воссоздают, используя самостоятельно изготовленную бутафорию и костюмы. Это занятие годами служило действенным способом для выплеска творческой энергии, а также средством борьбы с одиночеством. Однако после того как один из братьев сбегает из дома, расстановка сил в доме меняется. Все мальчики начинают мечтать вырваться на свободу.

«Обыкновенные чудеса: Нью-Йорк глазами Photo League»

Фото: ЦДК

Творческое объединение Photo League существовало в Нью-Йорке в 1936–1951 годах и стало основным двигателем, изменившим мир американской фотожурналистики той эпохи. Именно в эти годы фотокамера стала голосом времени и инструментом демократии. Участники Photo League стремились запечатлеть изнанку города, впервые сместить фокус камеры на жизнь рабочего класса и городскую повседневность «другой» половины общества.

Фильм «Обыкновенные чудеса» строится вокруг серии работ членов Photo League, которые становятся своего рода системой координат, отражающей историю Америки 1936–1951 годов, ключевых явлений и локаций. В картине пересматривается ранее преуменьшенный вклад фотографов «Лиги», прошедших Вторую мировую в качестве корреспондентов и операторов в различных военных подразделениях. Фильм сопровождается интервью с ветеранами Photo League и становится неоспоримым трибьютом пионерам социальной фотографии в Америке, призывающих общество смягчить нравы.

Что посмотреть на «ДОКере» — на следующей странице.

Фестиваль документального кино «ДОКер»

«ДОКер» — первый и единственный в России международный фестиваль документального кино, не претендующий на какую-либо нишевость, способный охватить все направления и разнообразие мирового неигрового кинематографа. Основная площадка — кинотеатр «Октябрь» и летний кинотеатр «Музеон». Фестиваль продлится с 19 по 24 мая

Кадр из фильма «Собиратели Морской Травы». Фото: ЦДК

Из наиболее заметных событий фестиваля — черно-белая новозеландская лента «Земля, которую мы выиграли» Кристофера Прайора, смелый и очень личный дебют француза Шарля Редона «В Калифорнии», драма из Финляндии и Уганды «Покидая Африку» Иирис Хармы, хит Берлинале, триллер о законотворчестве и будущем человечества в цифровом обществе — «Демократия» Давида Бернета, минималистская визуальная метафора Марка Джона Островского «60 испанских сигарет», умопомрачительная детективная история «Хороший Американец» австрийского режиссера Фридриха Мозера о гениальном дешифровщике, который мог предотвратить теракт 11 сентября при помощи своей уникальной разработки, но Агентство национальной безопасности США не дало ему это сделать, философская притча об информационных технологиях «Ретрансляция мечты», озвученная Тильдой Суинтон, утонченный «Парк Ленина», пронзительная перуанская эпопея «Дочь озера», американская компьютерная утопия «Спасибо за игру».

Зрителей короткометражного конкурса также ожидают настоящие жемчужины: канадский «Мой враг, мой брат» Анны Шин, голландская «Восточная одиссея» Стефана Кааса, австрийская «Серебряная гора» Армина Талхаммера.

Российское кино представлено на «ДОКере» четырьмя работами. В основном конкурсе — дебют Марии Мурашовой «Собиратели Морской Травы». Среди коротких метров — новая картина Владимира Головнева «Два детства» и лента Юлии Панасенко «Intro».

В конкурсе Let IT dok от России участвует знаменитый интерактивный веб-документари проект «Норильск от первого лица», созданный огромной командой документалистов под руководством Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова.

Кадр из фильма «Норильск от первого лица». Фото: ЦДК

Изучить расписание фестиваля, посмотреть трейлеры и купить билеты можно на сайте.

На следующей странице — фильм о потере работы в кризис.

В широком прокате фильм «Закон рынка»

Главный герой — немолодой мужчина по имени Тьерри, потерявший работу в кризис

Премьера фильма «Закон рынка» на 68-м Каннском кинофестивале. Фото: Lionel Cironneau/ТАСС

Первая часть фильма похожа на маленькую комнатку, где Тьерри выясняет отношения с социальной службой. Вам, как и ему, будто бы будет не хватать воздуха. Камерность, с которой играет здесь режиссер Стефан Бризе, вообще создает чуть ли не эффект 3D, затягивая вас внутрь драмы.

Работы нет уже два года. Тьерри было выучился на крановщика, но на кран берут только с опытом на стройке, а ни у кого на этих курсах его нет. Нужно снова искать работу, а дома жена и больной сын. Жизнь вроде бы продолжается, но как-то безысходно.

Несмотря на то, как неспешно раскачивается действие, смотреть не скучно: кино вдумчивое, но надо быть готовым к тому, что экшена, даже внутреннего, до середины фильма не очень много. Зато вторая часть, где Тьерри работает в магазине и ловит за руку то кассирш, то влюбленных, в плане напряжения распускается, как бутон, и держит тем больше, чем ближе к финалу. Тянет все это на себе 56-летний Венсан Линдон, признанный в прошлом году в Каннах лучшим актером (как раз за «Закон рынка»), и смотреть на него огромное удовольствие — со своим Тьерри Линдон абсолютно не разделим. Послевкусие гарантировано.

На следующей странице — рок-опера по Достоевскому.

«Преступление и наказание» Андрея Кончаловского

Кончаловский переосмыслил Достоевского в Театре мюзикла: теперь это рок-опера. Те, кто помнят Ленинград двадцатилетней давности, получат от нее особенное удовольствие

Мюзикл «Преступление и наказание». Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Раскольников — герой 90-х. Волей британского сценографа Мэтта Дилли действие разворачивается недалеко от метро «Сенная площадь»: тут комментирует события ветеран Афгана, торгует в ларьке старуха-процентщица и снимает проституток малиновый пиджак на Bentley. Для полноты картины есть даже летающий топор.

«Очень яркий, убедительный, отличная сценография изображает так называемые петербургские трущобы. Сложная машинерия: все вспоминают сцену, где летает топор и задают вопрос «А ты убил бы»? — делится впечатлениями музыкальный обозреватель «Независимой газеты» Марина Гайкович. — Для этого довольно молодого театра, который существует на частные деньги, это очень серьезная работа. Этому проекту лет 25, а то и все 30. Он дошел до сцены только сейчас. Кончаловский долго примеривался и выбирал место, где ставить, он долго выжидал».

Идея поставить рок-оперу по Достоевскому пришла Кончаловскому 40 лет назад. Музыку написал композитор Тарковского и Михалкова Эдуард Артемьев, на счету у которого — музыка к фильмам «Свой среди чужих» и «Солярис». «Процесс был мучительный и доставлял огромное удовольствие, — вспоминает режиссер Андрей Кончаловский. — Что касается самой идеи, то она возникала тогда, когда советская власть не давала возможности перенести в современность — не было ни проституции, ни очень богатых людей. Потом прошла перестройка, и вернулась Россия. Снова вернулась и проституция, и богатые люди, и «Роллс-Ройсы». Достоевский снова возник, и мы постарались обратить рок-оперу в современность. Рок-опера — это жанр для молодых, и нам очень ценно, что молодые люди идут смотреть».

Хотя формально рок-опера заканчивается дуэтом Раскольникова и Сонечки, зрители видят в конце Болотную и Сахарова, но критики жалуются: несвоевременно. Поставил бы раньше — было бы понятно, для кого. Да и музыку Артемьева уж очень упростили.

Начало в субботу и воскресенье в 19:00, билеты — от 500 рублей.