Мосгорсуд 1 июня признал законным приговор по делу об аварии в столичном метро, в результате которой погибли 24 человека и 188 были ранены. Сроки от 5,6 года до шести лет лишения свободы получили трое работников «подземки» и представитель субподрядной организации. В апелляции большинство подсудимых заявили о невиновности и просили их оправдать. Лишь один осужденный поменял позицию, признав вину. Анатолий Круглов сказал, что осознал случившееся, и просил об условном сроке.

В рассмотрении апелляционных жалоб три работника Московского метрополитена — Юрий Гордов, Валерий Башкатов и Алексей Трофимов, а также заместитель генерального директора субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов участвовали лично, а не по видеоконференции, как это бывает в большинстве случаев. Сидя вплотную друг к другу в маленькой клетке-аквариуме, они терпеливо ждали, пока судья Владимир Усов рассмотрит ходатайства адвокатов, а затем озвучит доводы защиты. Заседание прошло 31 мая и заняло почти восемь часов. Для оглашения решения судья взял тайм-аут до следующего дня.

В апелляционных жалобах защитники просили отменить приговор Дорогомиловского суда Москвы. Адвокаты утверждали, что он является незаконным, а назначенное подсудимым наказание является несправедливым и чрезмерно суровым. 9 ноября 2015 года районный суд признал подсудимых виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Суд пришел к выводу, что именно их действия привели к крушению поезда 15 июля 2014 года в перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии, в результате которого 24 человека погибли и 188 были ранены.

Ущерб от катастрофы составил 331 млн 740 тысяч рублей. Причиной трагедии, по мнению суда, стало ненадлежащее исполнение работ по строительству стрелочного перевода на Калининско-Солнцевскую линию. Мастера не установили связующие тяги между остряками стрелки и зафиксировали один из них трехмиллиметровой проволокой, которая порвалась.

Непринятая стрелка

Установкой стрелки, как решил суд, непосредственно занимались старший мастер службы пути Московского метрополитена Валерий Башкатов и заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов. Их вместе с бригадой в свободное от основной работы время нанял заместитель гендиректора по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов. Последний, по мнению суда, должен был проконтролировать стройку, но не сделал этого. Помощник дорожного мастера третьей дистанции пути Юрий Гордов в то время заменял находившегося в отгулах мастера и, как гласил приговор, должен был осуществлять технический надзор за работами.

Впрочем, в ходе судебного процесса подсудимые отрицали вину. В Мосгорсуде их адвокаты апеллировали к тому, что злополучный стрелочный перевод еще не был введен в эксплуатацию. Защитники говорили, что, поскольку объект не был принят ответственными лицами метрополитена, судить работников за нарушение правил эксплуатации нельзя. Кроме того, никакого договора с работниками метрополитена ООО «Спецтехреконструкция» не заключило, поэтому их действия «не порождают правовых последствий».

Адвокат Юрия Гордова Тимур Чанышев указал, что его клиент не был ознакомлен с должностной инструкцией дорожного мастера, ответственного за технадзор. Защитник утверждал, что подпись Гордова в табеле ознакомления с этой должностной инструкцией была подделана. Чтобы доказать это, защита даже провела почерковедческое исследование, которое просила приобщить к материалам дела. Адвокат подчеркнул, что проведенная еще на следствии экспертиза усомнилась в подлинности подписи Гордова. «Однако следствие закрыло на это глаза и ничего не сделало», — сказал он. Судья Владимир Усов отказался принять выводы специалиста из-за того, что исследование проводили не по подлиннику, а по фотографии.

Стоит отметить, что именно на Гордова фактически возложили ответственность другие фигуранты. Дело в том, что именно он 9 июля прибыл на объект и решил, что Трофимов и его бригада нарушили технологию установки стрелки. Гордов открепил надежную шестимиллиметровую проволоку с левого остряка и, поправив рельсы, обмотал его менее надежной трехмиллиметровой проволокой. 15 июля от динамических вибраций она открепилась и порвалась, а поезд врезался в стены тоннеля. К тому же именно Гордов отвечал за безопасность на данном участке: он открывал и закрывал пути для движения.

В то же время защитник Гордова настаивал на том, что его клиент ни в чем не виноват: он установил, что колея рельсы была шире, чем нужно. «Именно поэтому Гордов вмешался в работу бригады, которая так и не установила соединительную тягу, фиксировавшую левый и правый остряк», — сказал Business FM Тимур Чанышев. Он и защитники Башкатова и Трофимова просили суд если не оправдать фигурантов, то хотя бы смягчить им наказание и отправить отбывать срок в колонию-поселение.

Речи осужденных были долгими и эмоциональными. 68-летний Валерий Башкатов сказал, что все «не так просто, как кажется», и подверг разбору регламент работ в метро и должностные инструкции. Алексей Трофимов негодовал из-за того, что суд обвинил его в том, чего он «не только не делал, но и не собирался», и исказил показания свидетелей. Как сказал Юрий Гордов, следователи обещали его отпустить, если он все расскажет, но его слова обратили против него и сделали его «ответственным за все на свете». Он добавил, что не существует инструкции, «какая должна быть фиксация» стрелки.

Осознавший случившееся

Единственным, чья позиция оказалась неожиданной, оказался Анатолий Круглов. Не признавший вину в суде первой инстанции подсудимый заявил, что не согласен с доводами своих защитников о его невиновности. «После внесения приговора у меня было достаточно времени, чтобы осознать случившееся. Мое мнение поменялось», — сказал он.

В Мосгорсуде Круглов признал, что «должным образом» не осуществил контроль за строительством стрелки. Он просил заменить ему реальный срок условным, чтобы он мог помогать больному сыну, жене и потерпевшим. «Смысл моей жизни сейчас заключается в воспитании ребенка и возмещении вреда потерпевшим. Чем раньше я выйду на свободу, тем раньше возмещу вред, — обратился он к суду. — Поэтому убедительно прошу снизить мне срок наказания и заменить на условный».

Кстати, за замену Круглову реального наказания условным в суде второй инстанции высказался один их потерпевших, которому осужденный перечислил 300 тысяч рублей. Еще троим пострадавшим Круглов выплатил 440 тысяч рублей. Всего же Дорогомиловский суд Москвы взыскал с четверых подсудимых по искам потерпевших 13,2 млн рублей — по 3 млн 300 тысяч с каждого фигуранта. Однако кроме Круглова пока никто не начал выплат.

Стоит отметить, что на следствии Круглов трижды пытался заключить досудебное соглашение о сотрудничестве, рассчитывая на более мягкий приговор. Однако ему отказали. Вместе с тем в Мосгорсуде трое адвокатов фигуранта настаивали на полной реабилитации клиента. «Круглов даже не знает, что такое вина», — сказал его адвокат Александр Гусев. А его коллега списала решение клиента признать вину на то, что тот «морально сломан сидением в тюрьме».

В свою очередь, прокурор Ольга Евдокимова просила оставить приговор без изменения, а апелляционные жалобы — без удовлетворения. Она опровергла слова адвокатов о том, что Круглов помогал расследованию. «На следствии он неоднократно менял свои показания и какого-либо активного содействия раскрытию преступления он не оказывал», — сказала она.

Выслушав доводы сторон, суд в целом согласился с мнением прокурора, смягчив приговор только Круглову. Впрочем, смягчение было незначительным: вместо пяти лет и шести месяцев осужденный отсидит на три месяца меньше. Его наказание осталось реальным. Приговор остальным фигурантам не изменили: Башкатов и Трофимов пробудут в колонии по 5,5 года, а Гордов — шесть лет.

Данный приговор не последний в деле об аварии в столичной подземке. Обвинение по части третьей статьи 263 УК РФ предъявлено еще шести работникам метрополитена. Все они находятся под подпиской о невыезде, а следствие по их делу еще не закончено.