Басманный суд Москвы в четверг вечером заключил под стражу мэра Владивостока Игоря Пушкарева, подозреваемого в получении 45 млн рублей «отката» при заключении муниципальных контрактов по ремонту и содержанию дорог города. В СИЗО также отправился его предполагаемый подельник — глава муниципального унитарного предприятия (МУП) «Дороги Владивостока» Андрей Лушников. Последний, в отличие от градоначальника, предпочел признать вину.

41-летний Игорь Пушкарев и Андрей Лушников были задержаны накануне во Владивостоке. Их отправили в Москву самолетом, доставив в столицу к 11 часам утра. В полдень их привезли в Управление по расследованию особо важных дел СКР, где весь день допрашивали. Фигурантам предъявили официальные обвинения. Мэру инкриминировали злоупотребление должностными полномочиями и коммерческий подкуп, совершенный в группе лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 285 и ч. 2 ст. 204 УК РФ), а его подельнику — только получение коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 204 УК РФ).

Поэтому в суд на рассмотрение ходатайств следствия об аресте мэра и его предполагаемого соучастника доставили лишь под вечер. Тут их ждали: для многочисленных представителей СМИ выделили самый просторный зал, а для тех, кому не хватило места, организовали в коридоре телетрансляцию. Однако она не понадобилась.

Оказавшись в зале суда в восемь часов вечера, подследственный, одетый в спортивный костюм и синюю замшевую куртку, бойко зачитал ходатайство. Пушкарев, который является кандидатом юридических наук, просил отложить вопрос о его аресте на 48 часов. Задержанный просил дать дополнительное время для того, чтобы он мог как следует пообщаться со своим новым адвокатом Александром Высоцким, а также ознакомиться с четырьмя томами материалов уголовного дела. «Я вступил в дело лишь в 16 часов 30 минут и общался с Пушкаревым только 1,5 часа. Затем мы были приглашены для участия в следственных действиях», — поддержал его просьбу защитник. Он добавил, что его клиент не дал пояснений по сути предъявленного обвинения не потому, что не хотел: ему не хватило времени для консультаций.

Сам Пушкарев посетовал, что за сутки до того весь день участвовал в следственных действиях во Владивостоке, а ночью не смог выспаться, так как его везли в Москву. Следователь Рустам Габдуллин (он известен тем, что вел так называемое «болотное дело» — Business FM) назвал просьбу защиты попыткой затянуть процесс. В итоге адвокату дали 20 минут на изучение документов, но откладывать заседание не стали.

Признавший вину

Обращаясь к суду, следователь сообщил, что в 2014 и 2015 годах Следственное управление по Приморскому краю отказалось возбудить дела против мэра. Однако 31 мая он лично отменил «отказные» постановления, решив, что проверка по фактам злоупотребления должностных полномочий и коммерческого подкупа была проведена «поверхностно».

Главным козырем в обоснование ареста Игоря Пушкарева следователь назвал признательные показания против градоначальника, которые дал Андрей Лушников, «изобличивший» мэра. «Свою вину Лушников признал в полном объеме и рассказал, что на протяжении нескольких лет получал в виде коммерческого подкупа от Пушкарева деньги», — сказал Габдуллин. Он уточнил, что, согласно показаниям второго фигуранта, Лушников на протяжении нескольких лет через «неустановленных лиц» фактически получал от Пушкарева дополнительную зарплату — от 130 до 140 тысяч рублей ежемесячно.

Как «зарабатывал» мэр

По данным следствия, подкупив Андрея Лушникова (он получил в общей сложности 1,4 млн рублей), Пушкарев добился того, чтобы «Дороги Владивостока» закупали строительные материалы у ООО «Востокцемент». Эту фирму, которая является крупнейшим производителем стройматериалов на Дальнем Востоке, возглавляют и контролируют родные братья Пушкарева — Андрей и Владимир. Собственником же «Дорог Владивостока» является мэрия города. С 2011 года по июль 2015-го с МУП «Дороги Владивостока» мэрия заключила ряд контрактов на общую сумму в 7,14 млрд. Следствие выяснило, что стройматериалы закупались по завышенным ценам, и за это Пушкарев получил не менее 45 млн рублей «отката». Ущерб от действий мэра муниципальному предприятию СКР оценил в более чем 158 млн рублей. Следствие также отмечает, что образовавшаяся кредиторская задолженность «Дорог Владивостока» составила еще 880 млн рублей.

Следователь также апеллировал к тому, что, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться или станет давить на свидетелей, так как располагает «многочисленными объектами имущества на территории РФ и значительными денежными средствами». Так, по словам Гадбуллина, у Пушкарева имеются вертолет и два катера, зарегистрированные на близких ему лиц. «Он может бесконтрольно пересекать на данных средствах границу РФ, и уже были такие случаи», — указал он. Представитель следствия добавил, что денежные средства компании «Востокцемент» активно выводятся за границу. Так, например, в декабре 2015 года со счетов предприятия за рубеж были перечислены более 250 млн рублей. Кроме того, на имя Пушкарева были куплены билеты на рейс «Владивосток — Москва» 1 июня, используя которые, тот, возможно, собирался бежать из страны.

Игорь Пушкарев отверг эти доводы. Он заверил, что не планировал бежать из страны. «Я ехал на заседание коллегии министерства по развитию Дальнего Востока, и у меня были забронированы билеты обратно. Я никуда не прятался и не собирался», — сказал он.

Градоначальник заверил, что «готов сотрудничать со следствием, чтобы доказать свою невиновность». «Я подчиненному никакие взятки не давал. Что, я каждому подчиненному буду давать взятки за то, чтобы они поручения исполняли?! Я еще в здравом уме и трезвой памяти!» — возмущался мэр Владивостока. Он заявил об отсутствии ущерба муниципальному предприятию. По словам обвиняемого, единственным кредитором «Дорог Владивостока», которое находится в стадии ликвидации, был ООО «Востокцемент», который поставил городу стройматериалы и уже «никогда обратно не получит свои деньги». «Я не согласен с обвинением», — подытожил градоначальник.

10 млн рублей залога

Адвокат Александр Высоцкий предложил поместить его клиента под домашний арест в квартире площадью 86 квадратных метров, которую Пушкарев снял в столице на улице Гиляровского. В качестве альтернативы заключения в СИЗО также был предложен залог на сумму «до 10 млн рублей». Деньги готовы были внести родственники и друзья мэра. «Мы так и не услышали, почему нельзя применить меру пресечения, не связанную с лишением свободы», — негодовал защитник.

Он отметил, что правоохранительные органы Приморского края неоднократно на протяжении последних нескольких лет отказывали в возбуждении уголовных дел по тем же фактам. Контролирующие же органы, такие, как Счетная палата, проводили проверки, но нарушений закона не находили.

Юрист высказал мнение, согласно которому его клиент стал «жертв политической интриги». «Нельзя посредством какой-то интриги решать судьбу человека и его семьи», — резюмировал защитник.

Однако прокурор Александр Дудников был солидарен с мнением следствия. Сам же следователь назвал предложенный залог неприемлемым с учетом вмененного фигуранту ущерба в 158 млн рублей. «О каком залоге в 10 млн рублей может идти речь? Эта сумма даже не подлежит рассмотрению!» — парировал представитель Следственного комитета.

В итоге в десять часов вечера судья Наталия Дударь удовлетворила просьбу об аресте Пушкарева и отправила его в СИЗО до 31 июля. Чуть раньше судья Артур Карпов в другом зале санкционировал арест Андрея Лушникова. Защита заявила о намерении обжаловать принятые решения в Мосгорсуде.

Должность главы администрации Владивостока традиционно считалась «посадочной» со времен мэрства в середине 90-х Владимира Черепкова. Он, а также два последующих руководителя города Юрий Копылов и Владимир Николаев также попадали под следствие. Последний, в частности, организовал личную охрану за счет бюджета. В 2007 году Николаев получил условный срок в 4,5 года, потом был объявлен в розыск за то, что не явился отмечаться. Позже защите удалось доказать необоснованность реального наказания.