В Северо-восточном округе столицы 16 июня пройдут публичные слушания, на которых планируется утвердить проект планировки территории для храмового комплекса на Анадырском проезде. Первоначально его должны были построить в парке «Торфянка» Лосиноостровского района Москвы.

На слушаниях в управе, в частности, будет затронут вопрос так называемых «красных линий» на месте нового строительства. Православные активисты утверждают, что они делают невозможным строительство храма рядом с железнодорожной станцией.

Защитники же парка «Торфянка», напротив, считают, что православные активисты дезинформируют общественность. Они настаивают на том, что никаких препятствий для возведения храмового комплекса в альтернативном месте нет, и РПЦ просто ищет предлог, чтобы отнять кусок парковой земли. Несмотря на то, что на Анадырском проезде уже появился временный храм-часовня в честь святителя Макария, митрополита Московского, конфликт между защитниками «Торфянки» и верующими только усиливается.

В последние недели противостояние вышло на новый виток: вначале несколько жителей района заблокировали машину священника отца Олега Шалимова, потом кто-то сбросил в пруд часть ограждения, установленного вокруг поклонного креста. В итоге батюшка и около двух десятков верующих написали заявление в Следственный комитет СВАО, требуя возбудить дело по статье 282 (возбуждение ненависти по признакам социальной группы — православных верующих). Из школы был уволен один из защитников парка «Торфянка», помощник депутата от КПРФ Владислав Кузнецов.

Флаг защитников парка. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Корреспондент Business FM побывала на месте событий и поговорила с противоборствующими сторонами.

«Сатанисты» против «Армии патриарха»

Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Традиционное место сбора местных жителей, протестующих против «самостроя» на «Торфянке», находится неподалеку от входа в парк, рядом с серебристой «газелью». Это своеобразный штаб местных жителей, которые вот уже год «держат оборону». В 50 метрах от них через дорогу собираются верующие на еженедельный воскресный молебен. Небольшой участок парка настолько мал, что его можно охватить взглядом.

Местных жителей переполняют эмоции. «Мы не против строительства храма. Мы вообще против строительства в парковой зоне. По генплану парк относится к природным и озелененным территориям общего пользования. Строить там вообще ничего нельзя!» — объясняют они. Несмотря на это, сетуют люди, правительство города с легкостью выделило общие земли под программу «200 храмов». В ее рамках начиная с 2010 года РПЦ получила в безвозмездное пользование более сотни участков земли. «У нас больниц столько нет, сколько теперь храмов! В районе даже роддом отсутствует!» — возмущаются люди. По их словам, православные уже окрестили их «сатанистами», «агентами Госдепа» и «Ми-6».

Одна из защитниц парка, женщина средних лет Наталья Федорова говорит, что парк «Торфянка» — единственное место, где можно погулять в этом густонаселенном районе. Расположенные вокруг 12-, 17- и 22-этажки вплотную подступают к небольшому парку. Расстояние до них — меньше сотни метров. А если построят храм, спокойной жизни придет конец, уверены собравшиеся.

Женщина тщательно изучила вопрос. Она говорит, что изначально людей ввели в заблуждение, сообщив, что в парке построят маленькую часовню. «Здесь планировали построить Патриаршее Подворье, — рассказывает она. — Площадь всего парка 6,3 га. А тут должны были построить храм на 500 прихожан, трапезную на 1250 квадратных метров, хозпостройки!» По словам Федоровой, предполагалось, что площадь храмового комплекса составит 5 тысяч квадратных метров. Потом, когда начались протесты, площадь застройки изменили, выделив под строительство 20 соток.

Со священником Олегом Шалимовым, который проводит у поклонного креста на месте предполагаемой стройки воскресные молебны, местные жители не смогли найти общий язык. Его люди называют не иначе как «попом». Они жалуются, что когда год назад, 18 июня 2015-го, они пытались с ним поговорить, активисты православного движения «Сорок сороков» (ДСС) их растолкали и не дали побеседовать со священником.

Последних защитники «Торфянки» называют «Армией патриарха, созданной для рейдерского захвата земли». Они сетуют, что многие православные из ДСС судимы, что они преследуют защитников парка и открыто угрожают им, причем не только в соцсетях. «Подходят и говорят, вам недолго жить осталось», — рассказывает Наталья Федорова. Она уверяет: сторонники строительства храма на «Торфянке» — сплошь чужаки, приехавшие с других концов города. Среди них практически нет местных. «Они у метро собирают бабулек за 500 рублей и свозят из других районов. Такое происходит почти год», — вторят ей собравшиеся рядом жители.

Поклонный крест. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин — один из их главных противников. «Он рассказывал, что православные собрали семь тысяч подписей за храм. Но подписи собирали по всей Москве по всем приходам. Мы потребовали, чтобы их пересчитали. Оказалось, что местных жителей среди них всего 680. Мы же собрали 4 900 подписей тех, кто не хочет строительства церкви здесь», — рассказывают люди. Они уверены, что активист ДСС имеет личную заинтересованность. «Его фирма ООО «Аногри» рассчитывала заниматься озеленением храмового комплекса, а это большие деньги», — выдвигают собравшиеся свою версию.

По словам защитников парка, на портале «Активный гражданин» 57% жителей района проголосовали за перенос стройки к железнодорожной станции «Лосиноостровская» на Анадырский проезд. Всего власти предложили им три варианта. Добраться к новому месту можно шагом за десять минут. «В радиусе полутора километров есть порядка пяти-шести храмов. У всех есть родители. Организуйте автобус, пусть возят туда бабушек», — предлагает Наталья Федорова. Ее соратники уверяют, что среди них мало атеистов. «Мы все в основном православные, но мы настолько разочарованы в руководстве нынешней церкви!» — поддерживают мужчины.

Решение об отмене

Православные верующие, собравшиеся на еженедельный молебен. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Префектура Северо-Восточного административного округа еще 30 декабря 2015 года проинформировала жителей Лосиноостровского района об отмене строительства православного храмового комплекса на «Торфянке» по адресу улица Осташковская, владение 4. Власти решили уступить, учитывая «категорические возражения жителей» района. Префектура сообщила, что строительство храмового комплекса в честь Казанской иконы Божией Матери будет производиться по альтернативному адресу — Анадырский проезд, владение 8.

21 января 2016 года решением Градостроительно-земельной комиссии Московскому патриархату (Финансово-хозяйственному управлению РПЦ) был предоставлен земельный участкок ориентировочной площадью 0,28 га на Анадырском проезде в безвозмездное пользование сроком на девять лет для проектирования и строительства там православного храмового комплекса. Однако, несмотря на то, что там построили временную часовню, верующие каждое воскресенье собираются на «Торфянке».

Адвокат Оксана Михалкина, представляющая интересы священника Олега Шалимова и православных активистов, утверждает, что они это делают на законных основаниях: договор безвозмездного срочного пользования, заключенный в 2014 году Департаментом городского имущества правительства Москвы с финансово-хозяйственным управлением (ФХУ) РПЦ на землю на Осташковской улице, истечет лишь 28 августа 2016 года. Молебен — особый ритуал: он всегда проводится на месте возведения церкви. Точно так же было перед тем, как отстроили заново храм Христа Спасителя, говорит она. Михалкина уверяет, что Олег Шалимов ездит на «Торфянку» не по собственной инициативе — у него поручение Патриархии. «Пока это поручение не отменено Патриархией и поклонный крест не демонтирован, молебны будут продолжаться вне зависимости от того, сколько людей туда придет», — отметила адвокат.

«Постройте нам хоть часовенку»

Православные верующие. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Собравшаяся на «Торфянке» группа православных верующих не скрывает обид на защитников парка. Их верующие называют по-разному. Самые мягкие определения — «храмоборцы» и «храмофобы». Сторонники строительства церкви возмущаются тем, что им срывают молебны, кричат в мегафон, кричат «вон из парка».

Николай Пивоваров рассказывает: он тоже местный житель, однако совсем не против храма, а только за. Он заявляет, что все сказанное оппонентами — «вранье». По его словам, изначально действительно была заявлена большая площадь строительства, но позже были внесены изменения в проект планировки, и площадь стройки составила всего 20 соток. На этой территории построить что-либо больше часовни нельзя, говорит он. «Противники строительства обратились в Бабушкинский суд, оспаривая акт выборки земельного участка, но 1 июня прошлого года суд его признал законным, а активисты скрыли это», — продолжает он.

По словам Пивоварова, также противники храма пытались признать в суде незаконными результаты публичных слушаний, которые проводились в 2012 году. Они ссылались на то, что жители района не были оповещены о них надлежащим образом. Однако этот иск оппоненты в итоге отозвали. «Они сказали: мы думали, что вы будете строить пять тысяч квадратных метров, а у вас другой проект планировки — 20 соток», — рассказывает Пивоваров.

Пожилая жительница района Людмила Киселькова старается участвовать в воскресных молебнах. «Здесь нужен храм. Среди нас много и стариков, и больных, которые не могут ходить. Постройте нам хоть часовенку, и мы будем благодарны», — чуть не плачет она.

По данным Департамента градостроительной политики правительства Москвы (документы имеются в распоряжении Business FM), еще в конце февраля этого года для РПЦ был подготовлен договор безвозмездного пользования земельным участком на Анадырском проезде сроком до 1 февраля 2025 года. Договор же безвозмездного пользования землей на Осташковском проезде предполагалось расторгнуть, для чего чиновники также подготовили соответствующие документы и направили их в Финансово-хозяйственное управление (ФХУ) РПЦ, однако они так и не были подписаны.

По просьбе патриарха Московского и всея Руси Кирилла власти согласились расторгнуть старый договор безвозмездного срочного пользования на землю в парке «Торфянка» только после выдачи разрешения на строительство церкви на Анадырском проезде. «По информации Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, перенос креста и других временных сооружений с участка в парке «Торфянка» на Анадырский проезд может состояться после оформления всей необходимой разрешительной документации», — гласит ответ жителям района. Его 9 июня прислали из Управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.

«Красные линии»

Место, где решили построить храм. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Православные активисты уверены в том, что в новом месте храм не построят. Они утверждают, что строить на Анадырском проезде просто нельзя. Виной тому — «красные линии». «Красные линии — это ЛЭП, кабели, телефонные линии, подземные коммуникации, которые невозможно перенести», — говорит Николай Пивоваров. Он уверяет, что отвечает за свои слова. По образованию Николай юрист, специалист по земельному праву.

С ним категорически не согласны защитники парка. Одна из женщин, архитектор Нина рассказывает, что знает не меньше Николая. По ее словам, красные линии на Анадырском проезде появились в 1973 году, когда было запланировано развитие перспективной дорожной сети в районе. С тех пор дорогу там так и не построили, и неизвестно, построят ли вообще. «Сейчас понятие красных линий там устаревшее», — говорит она.

Архитектор отмечает, что красные линии бывают разного назначения. Сейчас настолько изменились требования к застройке, что нет ни одного документа, запрещающего строительство в их границах. «Любой парк в городе, включая «Торфянку», тоже ограничен красными линиями. Это означает, что внутри парковых зон строить нельзя. Но это никого не смущает», — добавляет женщина.

О том, что красные линии не помеха строительству на Анадырском проезде, заверила жителей района и представитель Москомархитектуры Екатерина Тарасова. Это произошло в ходе публичных слушаний, который прошли в Северо-Восточном округе 14 апреля. Тогда около 400 местных жителей проголосовали за перенос храма на Анадырский проезд, против выступили лишь 12.

«Зачем церковь вцепилась в этот парк? Почему именно он ей нужен?» — недоумевает защитница парка Светлана Куранова. Она отмечает, что договор безвозмездного срочного пользования с церковью, который истечет в конце лета, предполагает целевое использование участка — проектирование и строительство церковного комплекса на «Торфянке». «Никакие богослужения и церковные обряды этим договором не предусмотрены», — подчеркивает она. Жительница Лосиностровского района сомневается в том, что, решая вопрос о переносе храма, столичные власти подсунули РПЦ непригодный для строительства участок. «Властям еще сотрудничать и сотрудничать с РПЦ. У них уже программа не «200 храмов», а «600 храмов». А все вопросы о выделении земли решаются через заместителя мэра города Владимира Ресина», — говорит она.

В конце мая префект СВАО Валерий Виноградов известил жителей о проведении новых публичных слушаний, на которых 16 июня будет утверждаться проект планировки территории на Анадырском проезде. Слушания, по словам префекта, будут проводиться по требованию РПЦ. На них будут обсуждаться в том числе и те самые «красные линии». Местные жители в недоумении: зачем нужно очередное собрание? Ведь заключения о возможности стройки дают специалисты, а не они.

Позиция РПЦ

Временная часовня на Анадырском проезде. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

В РПЦ дали понять, что на публичные слушания от них никто не придет. Четкого ответа на вопрос, согласна ли церковь на новый участок на Анадырском проезде, в РПЦ не дали.

Заместитель председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе заявил Business FM, что церковь не против выделения альтернативного участка, но при условии, что тот будет отвечать «всем нормам законодательства на всех уровнях — как на федеральном, так и на городском и муниципальном». По его словам, пока процедура выделения участка на Анадырском проезде далека от завершения. Поэтому юридически у РПЦ остается лишь один участок — на «Торфянке». На вопрос о том, устраивает ли церковь новое предложенное ей место для храмового комплекса, Кипшидзе не дал однозначного ответа. «Поскольку не завершились публичные слушания относительно данного участка, у нас не может быть мнения относительно него», — сказал он.

Представитель РПЦ добавил, что встревожен агрессивным поведением противников строительства храма, оскорблявших священника и блокировавших его автомобиль. «Это не способствует благоприятному разрешению всей этой ситуации, так же как и то, что правоохранительные органы отказались допустить верующих для молебного пения на «Торфянке» 5 июня», — сказал он. Кипшидзе призвал с уважением относиться к праву верующих помолиться на участке, который пока еще находится в пользовании Православной церкви.

В прошлое воскресенье, 12 июня, отец Олег Шалимов по какой-то причине не приехал для проведения молебна на «Торфянке», однако его видели во временной часовне на Анадырском проезде (ее РПЦ возвела вообще без всякой разрешительной документации). Между тем 26 июня в парке «Торфянка» движение «Сорок сороков» планирует устроить широкомасштабный молебен «в защиту традиционных ценностей, против травли и гонений» священника и «за отставку префекта СВАО Валерия Виноградова».

В Финансово-хозяйственном управлении РПЦ (Московского патриархата) еще 15 марта «открестились» от движения «Сорок сороков». Тогда заместитель председателя, иерей Евгений Гущин в ответ на обращение жителей района написал, что «движение «Сорок сороков» — это общественная организация, которая выражает свою собственную позицию, не испрашивая благословения у Православной церкви». При этом запретить людям проводить акции на участке церковь не может, так как по Конституции РФ каждый имеет право на свободу слова и вероисповедания.