Россия теперь поставляет дорогие машины за рубеж
Финансирование отечественного автопрома стимулирует реэкспорт импортных автомобилей
Читать на полной версииВ 2016 году резко возрос вывоз из России дорогих автомашин таких марок, как Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz. Ни одна из этих машин в нашей стране не выпускается.
Как сообщает Bloomberg, к росту экспорта из России машин, которые у нас не производятся, привели падение курса рубля и господдержка автопрома.
Политика в отношении курса национальной валюты вызывает разногласия в руководстве страны. Если экономический советник президента Андрей Белоусов на прошлой неделе заявлял, что сильный рубль в сравнении с ценой на нефть представляет угрозу для бюджета и конкурентоспособности российских производителей, то Банк России ответил на это, что не намерен влиять на обменный курс и сохранит приверженность политике свободного колебания курса рубля, принятой в 2014 году.
Пока эти свободные колебания сохраняются, «Россия может более эффективно использовать обменный курс в свою пользу», заявил глава миссии Международного валютного фонда в России Рамирес Риго в своем докладе ранее в июле.
Большинство производителей в стране выступают за устойчивый и сильный рубль, потому что это позволит им сократить издержки, повысить свою конкурентоспособность за рубежом и начать модернизацию производства с помощью закупленного по импорту оборудования.
Как говорится в майском отчете Центрального банка России, только представители кожевенной и обувной промышленности высказались в пользу ослабления рубля.
Автомобильное производство, переживающее спад с самого начала 2015 года, остается одним из главных получателей государственной помощи. В нынешнем году правительство выделило отрасли 50 миллиардов рублей (в 2015 году было выделено 43 миллиарда рублей). Это позволило увеличить экспорт продукции таким автопроизводителям, как Volkswagen и Hyundai, которые имеют в России сборочные производства.
Помощь автопрому позволила сохранить производство и цены, что не могло не сказаться на поставщиках импортных машин.
«Из-за резкого роста курса доллара дистрибьюторы были вынуждены сдерживать цены, чтобы обеспечить стабильные объемы продаж в России», — говорит управляющий директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. «А низкие цены в России продержались дольше, чем в других странах», добавляет он.
«Благодаря обесценению рубля стоимость машин в России оказалась ниже, чем на зарубежных рынках, — отмечает глава автомобильного подразделения по СНГ компании Ernst & Young Андрей Томышев. — В результате разницы цен реэкспорт автомобилей из России стал выгодным».
По оценке компании PricewaterhouseCoopers, примерно восемь процентов всех проданных в стране машин были приобретены для реэкспорта, преимущественно гражданами Казахстана и Белоруссии, входящих с Россией в Таможенный союз.
Действительно, только экспорт машин марки Land Rover за последнее время вырос в пять раз. Главными направлениями экспорта машин с января по май 2016 года, по данным российской таможенной статистики, стали Германия, Китай и США.
Из тех же Land Rover, проданных в России за первые четыре месяца, по подсчетам «Автостата», примерно треть, или более 1000 штук, были вывезены в США и другие страны. Две таких машины были проданы в Великобритании, стране, где они и были произведены.