Стоимость малоизвестной компании NeuroMama из Новосибирска раздулась до 35 млрд долларов на внебиржевом рынке США — это больше, чем капитализация Tesla или Twitter. С начала года акции компании выросли в пять раз. Ранее эксперты, опрошенные Business FM, пришли к выводу, что рост мог быть управляемым.

В манипуляциях на рынке российский стартап заподозрила и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) — она приостановила торги бумагами NeuroMama до 27 августа. Американский регулятор объяснил это решение отсутствием полной и «адекватной» информации о людях, управляющих компанией, а также опасениями по поводу «потенциально манипулятивных сделок» с акциями компании. Кроме того, по данным регулятора, компания могла распространять не соответствующие действительности сообщения о наличии у нее листинга на бирже NASDAQ. Акции этой компании торгуются во внебиржевой системе торгов OTC Markets.

По данным самой компании, NeuroMama занимается разработкой интернет-поисковика с искусственным интеллектом. Предприятие было создано в Новосибирске, но сейчас базируется в мексиканском Росарито. Из открытых источников можно узнать, что в прошлом оно называлась Trans Global Entertainment Group Corp и занималось распространением надувных игр и игрушек, а потом сменило профиль деятельности на IT-индустрию. О том, какими активами должна обладать компания, чтобы стоить 35 млрд, Business FM рассказал управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:

Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «В России для этого необходимо обладать активами размером с компанию ЛУКОЙЛ, то есть колоссальными. В Штатах, чтобы иметь капитализацию 35 млрд долларов, нужно зарабатывать, пожалуй, от миллиарда долларов в год, а желательно вообще в районе 1,5-2 млрд».

На рынке известны случаи, когда стремительный рост котировок был вызван применением схемы pump-and-dump — «накачай и сбрось». Ценные бумаги по несколько раз перепродают, стоимость акций постепенно повышается, а потом на пике стоимости их предлагают неопытным инвесторам. Как отличить реальный взлет от мыльного пузыря, говорит Александр Душкин:

«Нужно меньше смотреть на графики и больше интересоваться тем, что компания делает, как это работает и сколько это приносит. Необходимо изучать деятельность компании, ее финансовую отчетность. Иными словами, это скучная и унылая работа, которую нужно делать».

В самой NeuroMama, как следует из сообщения на сайте компании, приостановку торгов акциями считают обратной стороной успехов компании в деле разработки первой в мире поисковой системы, основанной на нейротехнологиях. Глава консультативного совета NeuroMama Стивен Шварцбард, также известный, по данным Reuters, как Владислав (Стивен) Зубкинс, связал решение SEC с давлением спекулянтов. «Мы пострадали от негативного побочного эффекта нашего собственного успеха», — говорится в письме агентству.

Как сообщает агентство, в 1997 году Шварцбард обвинялся в организации схем психологического давления на частных инвесторов с целью продажи им акций, а в 2007 году его приговорили к пяти годам лишения свободы за обман инвесторов, вложившихся в реконструкцию казино в Лас-Вегасе. Покупать акции всегда рискованно, но малоизвестные стартапы могут таить множество неожиданных сюрпризов, даже если их стоимость взлетает до небес.