«Коллектор»

Фактически это монофильм, где кроме Константина Хабенского людей в кадре почти нет, однако критики уже назвали работу одной из лучших российских картин года. В широком прокате — с 6 октября.

Герой Хабенского — коллектор-чемпион, выбивающий деньги с помощью давления на психику. Одного передавил — должник покончил с собой. Вдова решила отомстить и выложила в Интернет сфабрикованное видео с места преступления, которого коллектор не совершал. Что именно происходит, в ролике зритель толком не поймет, но это и неважно: от героя мгновенно отвернулись все, и никакие связи и деньги ему не помогут. Крупный план Хабенского держит аудиторию все 75 минут экранного времени.

«Человек взял деньги у другого человека и не отдает. Другой человек приходит и говорит: «Ты же взял деньги?» — «Взял». — «Ты же должен отдать этому человеку?» — «Должен». — «Ну, отдай!» Вот этот человек, который приходит и говорит «ты же взял — отдай», положительный или отрицательный? — задается вопросом сам Хабенский. — Он что делает? Он, наверное, как-то призывает по правилам жить. Когда вы брали деньги, то договорились же, что будут определенные правила. Да. Давайте жить по правилам. Ух ты, какой плохой. Вообще, вы знаете, все профессии очень тяжелые».

С точки зрения полнометражного дебюта для человека, который сам никогда не снимал, а только писал сценарии, фильм очень удачный. Режиссер Андрей Красовский придумал сюжет, лежа на операционном столе, когда проводивший операцию врач отвлекся на звонок. Так родился коллектор, умеющий доставать людей в самые неподходящие моменты.

«Сценарий крепкий. Действительно, 75 минут он держит от и до, — соглашается кинообозреватель «России 1» Вероника Скурихина. — Хорошая визуальная реализация, тут, конечно, надо отметить операторскую работу. При огромном кабинете умудриться так вместе со страданиями героя сжимать визуальное пространство — меня скорее поразило больше это, даже не те страдания, которые испытывал герой Хабенского, а то, как эти страдания были визуализированы. Действительно, хорошее актерское кино, ради этого только его стоит посмотреть. Ты не раздавлен этим фильмом, но выходишь с ощущением того, что посмотрел качественное кино».

«Коллектор» интересен, конечно, не только в художественном плане, но и как производственный кейс. Кино малобюджетное, сделанное без поддержки Минкульта, официально бюджет не раскрывается. Снято всего за семь ночных смен, каждая из которых длилась 12 часов (работали в бизнес-центре в районе Маяковки). Итог — достойный триллер, каких в нашем кино не было, пожалуй, чуть ли не со времен перестройки.

Далее на BFM.ru: «Матросская тишина» на новой сцене «Табакерки».

«Матросская тишина» в «Табакерке» на Сухаревской

Спектакль «Матросская тишина». Фото: Московский театр под руководством Олега Табакова

Пьеса Александра Галича — о сложных взаимоотношениях сына и отца. В роли последнего в каноническом спектакле в «Табакерке» почти десять лет выступал Владимир Машков. Сына в свое время играли Сергей Безруков, Евгений Миронов и Александр Марин. Последний теперь — сам режиссер в «Табакерке».

«Здесь нет ни одного человека, который бы участвовал в том первом спектакле, который выпускался в конце 1980-х, — говорит Марин. — Основная масса этого спектакля — выпускники колледжа, поэтому здесь и взаимоотношения немного другие, и прочтение немного другое, хотя спектакль остался таким, каким он был, в своем внешнем выражении. Ценности и мысли, которые были в этом спектакле заложены, те же самые. Я не старался делать ничего нового, только занимался взаимоотношениями и развитием истории».

В главной роли теперь Павел Табаков — смена поколений налицо. «Сильнейший, наверное, спектакль, — рассказывает Павел. — Все исполнители, которые в нем играли, были и в то время, и сейчас на пике формы и в таком драйве, что когда ты смотришь на них, то хочешь делать точь-в-точь. Ты хочешь быть, как они, но потом надо себя ловить и осознавать, что «как они» ты уже не сможешь. Нужно делать что-то свое. У нас не было жестких рамок, потому что это театр не режиссерский, а актерский».

Спектакль «Матросская тишина». Фото: Московский театр под руководством Олега Табакова

Сдержать слез в финале решительно невозможно. Зоя Игумнова из газеты «Известия» Табаковым довольна. «Меня очень поразила работа Павла Табакова, — делится она своими впечатлениями. — Я видела, как эту роль исполнял Евгений Миронов, Сергей Безруков. Сделано на уровне, но еще он сыграется, и будет вообще блестяще».

У Табакова-младшего на прошлой неделе вышел фильм: актер сыграл одну из ролей в «Дуэлянте» Мизгирева. Постоянного персонажа светской хроники камера актера явно любит — к Табакову в кадре не придраться. Подробности и билеты на сайте.

Далее на BFM.ru: Майли Сайрус и Вуди Аллен в новом комедийном сериале.

Сериал «Кризис в шести сценах» Вуди Аллена

Одна из самых ожидаемых премьер осени доступна на сервисе Amazon. В главных ролях певица — Майли Сайрус и сам Вуди Аллен

«Кризис в шести сценах» — смешная притча про Америку 1960-х с ее демонстрациями против войны во Вьетнаме, бунтующими хиппи и притеснениями чернокожих. На фоне этих исторических коллизий буржуазная пожилая пара приютила у себя дома юную революционерку, которую играет Майли Сайрус.

Американская критика разнесла сериал в пух и прах, даже появились мнения, что сюжет сериала не более чем сборная солянка из сценариев, которые мэтр не нашел куда пристроить. Вся штука в том, что «Кризис» нужно смотреть не как сериал, а как фильм, который разделили на шесть 20-минутных частей. Если не прерываться, то получится фирменное кино Вуди Аллена со всеми его плюсами и минусами.

«На одной чаше весов — его потрясающее чувство юмора, очень четкие социальные наблюдения, яркие портреты и очень легкий стиль повествования, — объясняет кинокритик Егор Москвитин. — Но с другой стороны, здесь есть то, за что мы Вуди Аллена критикуем, — его известное пренебрежение ко всему, что происходит на съемочной площадке, но при этом не касается его лично. Он не особенно волнуется о том, как выстроен кадр, как играют актеры, нужно ли делать какие-то дубли, он просто рассказывает свои истории. Я думаю, что критики ополчились на этот фильм как раз из-за того, что посмотрели первые эпизоды (кстати, довольно скучные) и не добрались до концовки, а в финале начинается такое веселье, что просто хохочешь, как ненормальный».

Если вы любите Вуди Аллена и готовы перетерпеть пару первых и откровенно скучных серий, «Кризис» стоит внимания. Главное, смотреть целиком и сразу: общий хронометраж сериала — не больше двух часов.

Далее на BFM.ru: выставки в Мультимедиа Арт Музее.

Родченко в Мультимедиа Арт Музее

Плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». Фото: ТАСС

Мультимедиа Арт Музею (ММАМ) в этом году исполняется 20 лет. Новый выставочный сезон здесь начали с экспозиции к 125-летию со дня рождения Александра Родченко «Опыты для будущего». Блистательная выставка, которая собирает воедино все грани таланта мастера: в залах не только фотографии, но и живопись, и графика, и его знаменитый шрифт на рекламных плакатах с текстами Маяковского, и кино.

«Родченко писал в своей статье: «Мы, все человечество, есть опыты для будущего», — говорит директор музея Ольга Свиблова. — Он писал: сегодня мои работы называют опытами, но когда-нибудь, из далекого завтра, все мое творчество будет увидено как одно произведение. Я думаю, что это удалось показать в выставке, этот вектор движения, заданный его модернистской эстетикой. У нас есть его модули, графика, удивительные мечты о городах, которые сегодня частично стали реальностью. Осенняя слякоть уже наступила, но в этот момент нам так важно прикоснуться к этому сиянию, энергетике, которой заряжено творчество Родченко. Этот удивительный энергетический запас, я думаю, каждому из нас даст возможность жить в движении и рассматривать жизнь, как ценность, в которой каждый день — это опыт для будущего».

Экспонаты из Русского музея, Третьяковки, Пушкинского — все вместе дарит удивительный заряд энергии, так что если погода нагоняет на вас тоску, поезжайте в Мультимедиа Арт Музей — будете чувствовать себя хорошо, тем более что там сейчас работает выставка лидера «аналитической живописи» Пино Пинелли.

Пино Пинелли «Материя. Фрагмент. Тень». Фото: Мультимедиа Арт Музей

«Эти работы буквально излучают сияние, потому что эти безумные, чистые, яркие цвета, красный, синий, желтый, эти фантастические фактуры — нам пришлось обнести выставку заграждениями, потому что каждый хочет их потрогать, — говорит Ольга Свиблова. — Это удивительное сицилийское солнце, которое мы сегодня внесли в дождливую московскую слякотную погоду. Вопросы, которые ставит Пино Пинелли, те же самые, которые ставил русский авангард, которые ставил Александр Родченко. Решаются они совершенно по-другому, но это важнейшая часть мирового искусства. Не посмотреть ее просто обидно».