Источники сразу двух СМИ назвали имя фаворита на должность руководителя американского внешнеполитического ведомства. По данным Associated Press и Fox News, им может стать экс-мэр Нью Йорка и ближайший союзник избранного президента США Рудольф или, как его называют, Руди Джулиани, хотя решение и не окончательное.

В недавнем интервью Джулиани дал понять, что в случае назначения главой Госдепартамента будет проводить более жесткую политику в отношении внешнеполитических оппонентов США. Он — убежденный республиканец с 30-летним стажем, а Республиканская партия США не славится сдержанными позициями по внешнеполитическими вопросам. С другой стороны, один из главных его авторитетов — Рональд Рейган, которому удалось совместить жесткость и готовность к компромиссу, чтобы завершить «холодную войну». Вот как потенциальный будущий госсекретарь США Руди Джулиани в интервью The Wall Street Journal ответил на вопрос о том, друг Россия или противник:

«Они могли бы быть и тем, и тем. Сейчас Россия — противник, поскольку мы ее сделали таковой. Россия думает, что она может составить нам конкуренцию в военной сфере, но на самом деле это не так. Именно нежелание Обамы даже пригрозить применением военной силы сделало Россию такой сильной. Я думаю, что у нас есть возможность сдерживать Россию. Дональд Трамп говорил об этом, позаимствовав цитату у Рональда Рейгана: «Мир, обеспеченный силой». Если им будет противостоять настолько современная, гигантская и невероятно способная армия, они вряд ли бросят ей вызов. Путь к победе Трампу подсказал Горбачев. В своих мемуарах он написал такую фразу: «Военные расходы Рейгана полностью истощили нас». А я лично — большой сторонник военных расходов».

Позиция Джулиани не слишком предвещает светлое будущее российско-американского сотрудничества при Трампе. С другой стороны, первый телефонный разговор Путина и Трампа оставляет надежду — лидеры сошлись на необходимости нормализации отношений. Могут ли личные симпатии президентов повлиять на внешнеполитическую повестку?

Михаил Троицкий
доцент МГИМО, эксперт по международным отношениям «Мне это представляется маловероятным, поскольку между Трампом и Госдепартаментом будет еще Совет национальной безопасности, будет также конгресс, где традиционные консервативные республиканцы имеют большинство. Но определенная надежда остается, имея в виду, возможно, хорошие личные отношения между президентами Путиным и Трампом. Но надо отметить, что хорошие личные отношения у президента Путина складывались с Джорджем Бушем-младшим, а у президента Медведева с Бараком Обамой. И все это лишь на несколько месяцев, вот, оттягивало спад в российско-американских отношениях, который все равно потом наступал. А затем, как сейчас, переходил в настоящий кризис».

Источники СМИ, указавшие на Джулиани в качестве фаворита, отмечают, что решение еще не окончательное. Называют и других претендентов, но исключительно республиканцев со стажем — не демократа же назначать. Так что надеяться на альтернативную кандидатуру тоже не стоит, говорит старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктория Журавлева.

Виктория Журавлева старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН «Я думаю, что при любом кандидате — не обязательно это будет Джулиани — суть отношений будет именно такая. Будет внешний диалог президентов. Скорее всего, они как-то к взаимопониманию придут. Но работа будет гораздо более на жестких принципах, и, соответственно, менее перспективна, то есть ожидать каких-то прорывов или продвижений, я думаю, не стоит».

Судя по всему, назначение Джулиани еще раз подтвердит лейтмотив будущих отношений Москвы и Вашингтона. Понять друг друга будет проще — Кремлю более понятен прагматизм республиканцев, чем идеализм демократов, но сам диалог будет куда жестче.