Минтранс еще не принял решение, подключать ли к «Платону» автомобили массой от 3,5 до 12 тонн. Ранее газета «Ведомости» написала, что такая возможность рассматривается. Министерство в ответ заявило, что не предпринимает действий, направленных на введение платы, однако в данный момент оно ждет оценки целесообразности этих мер от Высшей школы экономики.

Тендер на 10 млн рублей для проведения исследования был проведен еще в июне, а сама работа уже подходит к концу, сообщил Business FM один из ее авторов, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики «Я отвечаю на вопрос, как это делается в мире, какие есть экономические, организационные, технологические предпосылки к тому, чтобы плату за дороги собирать тем или иным образом. Общая мировая тенденция заключается в том, что сто лет существовавшие платы за дороги через налоги в цене бензина, акцизы, эта схема уходит в прошлое, заменяется покилометровыми платежами, которые меряет всяческая хитрая электроника. К этому идет мир. Грубо говоря, мы, научные люди, должны это объяснить нашим заказчикам, а какие будут приняты решения, когда, что и тем более по какой цене — это не ко мне. У меня есть конкретный срок сдачи темы, по-моему, этот проект должны закончить к концу текущего календарного года».

В случае, если по итогам исследований Минтранс решит, что надо вводить сборы с небольших грузовиков, это ударит по перевозкам на малые расстояния, говорит председатель правления российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев. Тут же встанет актуальный на сегодня вопрос добросовестности перевозчиков по отношению к оплате проезда. Сейчас с фур массой свыше 12 тонн взимается полтора рубля за километр. Это льготный тариф, и его в следующем году планируется увеличить вдвое.

Мирослав Золотарев председатель правления российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts «Это коснется всех отраслей, потому что транспортная составляющая в автоперевозках по России присутствует во всех сегментах. Тут еще есть второй момент, о котором не говорят, — это момент фиксации, контроля и отслеживания. Сейчас сбор в системе «Платон» введен для крупнотоннажных машин, но систем, приборов фиксации крайне недостаточно, их очень мало. Поэтому, как ни странно, платят только самые сознательные, а несознательные — частники, ИП, и все, у кого машин не много — не платят за этот «Платон».

Грузовики от 3,5 тонны до 12 тонн относятся к подкатегории N2. Такие машины производят «КамАЗ», Iveco, Mercedes, Renault. «ГАЗели», самые распространенные в России, имеют разрешенную максимальную массу близкую к началу этого диапазона, но все же меньшую. Продолжает руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов:

Алексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства InfraNews «Согласно правилам ПДД, N3 — это грузовики больше 12 тонн вместе с грузом, N2 — это грузовики больше 3,5 тонны вместе с грузом, N1 — это маленькие развозные автомобильчики, включая пикапы. У «ГАЗели» вес 1,5 тонны, и возит она еще максимум 1,5 тонны, если уж совсем ее нагрузить».

Система «Платон» работает уже около года, однако протесты против ее использования, в первую очередь со стороны дальнобойщиков, все еще идут с кратковременными затуханиями. Например, две недели назад в Химках прошла акция, на которую съехались два десятка дальнобойщиков. В итоге 15 человек были задержаны полицией.