Чего вы ждете от завтрашнего заседания и какой может быть реакция при различных вариантах стечения обстоятельств?
Петр Пушкарев: Пока, наверное, перепозиционируются длинные игроки, которые занимали позицию заблаговременно: за месяц, за день, за неделю. Мне думается, что не могли все эти разговоры пройти впустую. Очень много публичных вещей выносилось из кулуаров переговорных. Скорее всего, придут все-таки к соглашению. А вот заморозка или сокращение — вопрос открытый.
Это, наверное, ключевой фактор. Потому что, если будет сокращение, цены, конечно, вырастут, а если заморозка?
Петр Пушкарев: Да, думаю, вырастут даже, если заморозка. Так или иначе, это конкретика. Конкретика с цифрами и мы понимаем, что, в общем, любое соглашение условно, неизвестно, как оно будет выполняться. Но сам факт, что есть какие-то цифры, которые хотя бы теоретически государство соблюдает.
Но ОПЕК за последние, как минимум, 10 лет подобные договоренности не соблюдает.
Петр Пушкарев: Да, но все-таки биржевым спекулянта, мне кажется, не до этих моментов. В конце года вообще всего четыре события, по сути, кроме этого: итальянский референдум, ЕЦБ и ФРС. И ОПЕК все-таки ключевое из них. Я думаю, будет реакция достаточно сильная, даже если будет заморозка на конкретных уровнях. Ну, определят, допустим, 4 миллиона Ирану, а не 3,8 и не 4,1. Все равно это цифра, вокруг которой надо будет как-то плясать. То же самое Саудовская Аравия. Мне кажется, будет реакция. Даже когда только пошли сообщения о самом факте, что состоится вся эта переговорная процедура, все равно рост был уже.
А цены на бензин вы не рассматриваете? Потребитель уже не в состоянии платить даже текущие деньги. Я имею в виду глобальную историю, прежде всего, американский рынок.
Петр Пушкарев: Нет, вы правы, конечно. Есть такие моменты. Но, с другой стороны, было и 140 долларов за баррель, и, в общем, как-то все жили и платили.
А что вы думаете на счет курса доллара? Мы видим растущий доллара, а за последние 16 лет такой рост приводил к снижению и нашего фондового рынка, и цен на сырье.
Петр Пушкарев: Рост доллара все-таки, полагаю, ненадолго. Там уже заложено в цены не то, что одно повышение ставки, а, наверное, все четыре, которых не будет не то, что в следующем году, а, возможно, никогда. Поэтому скоро пойдут коррекции. Хотя они могут задержаться до заседания ФРС с этими делами. Мне кажется все эти вещи как-то рынок, в общем, закладывает, что доллар потихоньку придет в баланс. Доходности казначеев немножко придут в баланс.
То есть вы не верите, что 35-летний цикл ставок развернулся?
Петр Пушкарев: Нет. Совершенно не верю в эту историю. Все слишком заранее предсказано. И говорить о том, что чуть ли не уже вырос ВВП, чуть ли не уже инфляция зашкаливает, ничего этого, на самом деле, нет. И, в основном, американская экономика сейчас сервисная. Если сейчас сильно повысить ставки, то это скажется и на деятельности компаний, и на простых потребителях, которые платят по кредитам. Закредитованность на 15 триллионов только в Америке. То есть нельзя повышать ставки.