Марк Рич (Marc Rich), бежавший из США бывший нефтяной трейдер, осуждавшийся за связи с Ираном, Южной Африкой и Кубой, признал, что его контакты с этими странами были более обширными, чем было известно ранее. Сенсационные признания Рича опубликованы в новой книге «The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich» («Нефтяной король. Тайная жизнь Марка Рича»), выпущенной недавно издательством St. Martin’s Press.

В интервью швейцарскому журналисту, редактору деловой рубрики швейцарского еженедельника Die Weltwoche Даниэлю Амманну (Daniel Ammann) Рич, обычно не распространяющийся о себе, подробно рассказал о своих операциях на рынке нефти с 1970-х по 1990-е годы, пишет в своей рецензии на книгу Амманна газета The New York Times.

В 1983 году в США против Рича были выдвинуты обвинения в уклонении от налогов, а также торговле (в нарушение эмбарго) с враждебным государством — Ираном. После этого Рич уехал из США и в следующие двадцать лет был одним из самых известных скрывающихся беглецов.

Рич в ходе почти 30-часового общения с Амманом рассказал, что, будучи в бегах, он поставлял американскому внешнеполитическому ведомству разведданные относительно Ирана, Советского Союза и других стран. В свой последний день на президентском посту Билл Клинтон принял весьма спорное решение простить Рича.

Между исламистами и иудеями

В интервью с Амманом Рич заявил, что его крупнейшим и самым важным клиентом была Южная Африка. По оценке автора, на торговле с ЮАР в период с 1979-го по 1993 год Рич заработал 2 млрд долларов.

Рич также рассказал в деталях о том, сколько нефти он закупил в Иране — до и после исламской революции, то есть в то время, когда американский президент Джимми Картер ввел санкции в отношении данной страны после захвата в заложники 53 американцев в ноябре 1979 года.

После иранской революции национальная нефтяная компания продолжала продавать 40-75 млн баррелей нефти в год компании Рича, выполняя прежние соглашения с правительством шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Рич продолжал покупать нефть у Ирана до 1994 года, пока не продал свою компанию.

«Они выполняли условия контрактов, — заявил Рич Амманну. — Мы оказывали им услугу. Мы покупали нефть, обеспечивали транспортировку и затем продавали ее. Они не могли это сделать сами, зато это могли делать мы».

Рич поддерживал поток иранской нефти в Израиль даже после того, как новое правительство в Тегеране разорвало дипломатические отношения с Израилем. С 1973-го по 1993 год, как говорит Рич, он был самым важным поставщиком нефти для Израиля, обеспечивая 7-15 млн баррелей в год. «Будучи евреем, я не против был помогать Израилю, — говорит Рич. — Совсем наоборот».

Служба Рича и опасна, и трудна

Амманн говорит, что Рич ни в чем не пытался оправдаться и совершенно не выказывал раскаяния.

Тем более что в течение всего периода изгнания Рич, как он утверждает, сообщал ценную информацию не только американскому госдепартаменту, но и «Моссаду», израильской разведслужбе. Согласно книге, ее агенты поддерживали постоянные контакты с Ричем. Они интересовались его мнением о «ключевых представителях власти» некоторых важных с политической точки зрения стран, где он вел бизнес, особенно Ирана, Сирии и России.

В книге также говорится, что после неудачных попыток добиться от швейцарских властей экстрадиции Рича, американские агенты безуспешно пытались похитить его. Автор пишет о плане, который так и не был исполнен, по которому предполагалось отправить в Цуг вертолет, чтобы перехватить Рича.

На вопрос журналиста The New York Times о том, почему Рич решил рассказать это все ему, Амманн заявил: «В немецком языке есть забавное слово altersmilder, которое означает «старческая сентиментальность». Марку Ричу уже 74 года, и, наверное, он осознал, что, если он не заговорит, никто не узнает его видение событий».