В уходящем году впервые в истории мировой экономики первые пять мест по капитализации на несколько недель заняли не гиганты нефтегазодобычи, металлургии, не сырьевые и даже не финансовые компании, и вовсе не военные корпорации. В первой пятерке оказались Apple, Alphabet — бывший Google, Microsoft, Amazon и Facebook. И хотя к концу года конфигурация вновь изменилась, событие симптоматичное. Как сформулировали это аналитики агентства Bloomberg, настало время, когда условная Кремниевая долина доминирует везде.

Именно в уходящем году автоматический космический корабль SpaceX корпорации Илона Маска совершил посадку на такую же беспилотную платформу в Атлантике, а беспилотные автомобили Uber выехали уже на улицы американского Питтсбурга. Amazon совершил первую доставку своего товара посылкой, которую принес дрон, не почтальон и не аист. Почтовые доставки с помощью беспилотников тестируются уже в ряде стран. Microsoft объявила, что отныне созданные корпорацией компьютеры распознают человеческую речь так же, как обычные люди.

В целом ряде отраслей промышленности и сферы услуг человечество стоит на пороге качественного скачка, когда начнется массовое вытеснение людей роботами. Уже сейчас футурологи начинают размышлять о достаточно близком будущем, когда горячие споры об «этичности» или «неэтичности» гомосексуальных браков сменятся такими же жаркими политическими спорами о «неприемлемости» или, напротив, «законности» брака человека с роботом.

«Интернет вещей» на наших глазах превращается в реальность, которая может изменить нашу самую обыденную жизнь самым непредсказуемым образом. Технологическая трансформация человеческого общества становится столь стремительной, что от нее отстают уже практически любые прогнозы. И уже в самое ближайшее время она окончательно изменит структуру экономик ведущих стран мира, а вместе с этим изменит и структуру общества. И да — повлияет на поведение избирателей тоже. Как? Пока даже не очень понятно. Но понятно, что по мере ухода в прошлое «старой экономики» уйдут и многие связанные с ней проблемы, а споры о величине налогов сменятся дискуссиями о величине «гарантированного минимального дохода» для всех.

То общество и те политические силы, которые уловят эти тенденции, поймают их в свои паруса, будут в буквальном смысле править миром. В гораздо более прямом и непосредственном смысле, нежели этот контроль осуществляется сегодня со стороны мирового финансового капитала и транснациональных корпораций.

При этом новые технологии несут как огромные возможности, так и колоссальные вызовы. Они могут привести к созданию общества тоталитарного контроля, перед которым поблекнут любые самые мрачные антиутопии, а могут раскрыть небывалые возможности для человеческой самореализации и решения самых фантастических задач. В том числе по лечению еще недавно неизлечимых болезней. Кстати, именно в уходящем году был рожден ребенок от трех родителей, что поможет избежать унаследования им опасных наследственных заболеваний. Новейшие биотехнологии вообще стоят на пороге таких открытий и решений, которые смогут продлить человеческую жизнь до немыслимой ранее даже в мечтах продолжительности. Человек может стать практически бессмертным. Но помимо того, что подобное достижение окажется самой масштабной революцией знаний в истории нашей цивилизации, это еще более настоятельно потребует ответа на извечный человеческий вопрос — во имя чего?