Правительство и оппозиция Сирии на открытии переговоров в Астане сели за один стол. Итоговый список делегации оппозиции включает представителей 14 группировок. Межсирийские переговоры в Астане, организованные в рамках сотрудничества РФ, Ирана и Турции, продлятся, по большинству оценок, два дня. Будут они проходить в закрытом режиме и через посредника. Первое слово предоставлено представителям Дамаска. В переговорах примет участие и американская сторона — США представлены послом в Астане. Главная цель встречи — подтвердить соглашение о перемирии, которое было заключено перед Новым годом, 29 декабря.

Свое участие в переговорах подтвердили семь сторон: правительство и оппозиция Сирии, Россия, Турция, Иран, США и спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Почти все делегации прибыли в Казахстан накануне. Нет никакой гарантии того, что в Астане удастся добиться успеха. Но, по сути, не удавалось этого раньше и в Женеве. Теперь же совершенно новый формат переговоров дает надежду на то, что дело может сдвинуться с мертвой точки.

Алексей Малашенко член научного совета московского Центра Карнеги «В конечном счете, собираются все те, кто даже имеют разногласия по своим позициям. Люди приехали не для того, чтобы ругаться, а для того, чтобы мириться. Американское присутствие в этой ситуации имеет большое значение. Не забывайте, что именно Москва пригласила американцев. В той же Сирии какая-то часть оппозиции рассматривает эти переговоры как какой-то рубеж. Все-таки мы туда едем не как в Женеву, к которой мы привыкли, а это что-то новое. Есть какие-то надежды».

На переговорах в Астане со стороны «оппозиции», судя по всему, будут в основном выступать группировки, из числа тех, что при поддержке Турции воевали под Алеппо и находятся в Идлибе, а вовсе не представители Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, с которыми любят интеллигентно беседовать в Швейцарии американские и европейские дипломаты, но большая часть из которых не имеет значительного веса в военном плане. Уже одно то, что их удастся усадить за стол переговоров, может оказаться значительным успехом российской и казахской дипломатии, говорит директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.

Александр Гусев директор Института стратегического планирования и прогнозирования «Действительно, умеренная оппозиция достаточно разношерстна и дисперсна. Там есть как крайне радикальные оппозиционеры, так и люди с достаточно умеренной позицией и в отношении Башара Асада. Переговорный процесс будет достаточно трудным. Последние два года показывают, что сирийская оппозиция фактически игнорирует подобного рода конференции и саммиты. Саммит в Астане важно еще рассматривать с позиции участия и США. Без участия представителя этой стране добиться разрешения конфликта будет также достаточно сложно».

Определенной особенностью переговоров стало то, что, поскольку в Вашингтоне еще не утвержден госсекретарь, Америку будет представлять ее посол в Казахстане Джордж Крол. При этом совершенно неожиданным стало то, что от России главным переговорщиком был заявлен не дипломат, как это было в Женеве, а генерал — замначальника главного оперативного управления Генштаба Станислав Гаджимагомедов. Впрочем, позднее появилась информация о том, что делегацию все же возглавит спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев. Но, так или иначе, понятно, что Гаджимагомедов будет во встрече играть значительную роль. То есть в Астане за столом переговоров будут сидеть люди, которые реально знают, как свистят пули.