В Transparency International считают: несмотря на серию громких антикоррупционных разоблачений, Россия не улучшила свое место в мировом индексе восприятия коррупции. Business FM узнала, какого мнения предприниматели — постоянные спикеры радиостанции. К примеру, бизнесмен Дмитрий Ткаченко убежден в том, что коррупции стало меньше как на бытовом уровне, так и в бизнесе.

Дмитрий Ткаченко бизнесмен «Многие процессы, если можно их так называть, бизнес-процессы, стали более прозрачными. Например, введение того же самого сервиса «Госуслуги», который сделал оказание определенных услуг для населения гораздо более простым, понятным и просто отслеживаемым. В стране идет, во всяком случае, активно создается иллюзия борьбы с коррупцией. В результате многие чиновники, которые раньше активно нагло требовали взятки, в настоящий момент опасаются это делать. Более высокий риск рождает более высокие цены и более сложные схемы. То, о чем говорили мои знакомые, если раньше можно было абсолютно легко договориться с судьей, придя к нему напрямую и оговорив сумму, за которую будет вынесено то или иное решение, то в настоящий момент судьи не ведут прямых переговоров с истцами и ответчиками относительно того, за какую сумму будет решаться вопрос. И так как они берут уже только через хорошо проверенных, хорошо знакомых им адвокатов, соответственно, цена услуг этих адвокатов резко возрастает. Определенная коррупционная составляющая присутствует, но все равно на бытовом уровне количество взяток значительно снизилось».

В быту взяток стало меньше, но в отношениях чиновников с бизнесом коррупция просто видоизменилась, считает президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов.

Владлен Максимов президент Коалиции киоскеров, бизнесмен «Чиновники зачастую просто «крышуют» свой бизнес, ему не нужно брать какие-то взятки, просто надо, чтобы своя организация победила на аукционе, получила тендер и так далее. И все, и ты живешь спокойно, никаких взяток брать не надо, ты не рискуешь».

Коррупции стало меньше во всех сферах, но это не всегда благо, говорит предприниматель Александр Соркин.

Александр Соркин предприниматель «Борьба с коррупцией действительно существует, плоды ее есть. Во многих областях человеческой деятельности, особенно не очень законной, стало гораздо сложнее договориться, чем это было раньше. Другой вопрос — хорошо это или плохо? Тут мне сложно ответить однозначно, но, безусловно, то, что раньше решалось легко и по мановению палочки, причем путем открывания кошелька, сейчас так уже не решается. Поэтому сейчас важнее административный ресурс и, может быть, не взяточничество в каком-то примитивном виде, а уже серьезные связи. Но как бы там ни было, ситуация сильно изменилась, за последние пару лет особенно, и в бизнесе, и в жизни, и в бытовых масштабах, и поведение на дорогах, и ГАИ, и пьянство за рулем. В основном это для общества, наверно положительные сдвиги, я с этим согласен, но не на сто процентов. Все люди боятся за свое место, и то, что раньше решалось одним звонком, сейчас в этом вопросе уже приходится делать большую работу».

Опрос, проведенный среди пользователей портала BFM.ru показал, что изменения в лучшую сторону заметили около 20% опрошенных. Еще треть респондентов считает, что все стало только хуже, а большинство не заметили перемен в том, что касается ситуации с коррупцией.

В России московский офис Transparency International в 2015 году признали иностранным агентом. Организация с этим решением не согласилась.