Московский окружной военный суд (МОВС) 17 марта отказался освободить из-под стражи бывшего заместителя главнокомандующего Внутренних войск МВД России (ныне Росгвардия) Вячеслава Варчука, обвиняемого в получении взятки в размере 10 млн рублей. Защита заявила, что фигурант вернул деньги в казну, и предлагала в два раза больше в качестве залога. Однако суд просьбу отклонил. Также он не согласился перевести генерала под домашний арест.

На заседании МОВС защита просила отменить постановление Московского гарнизонного военного суда. 5 марта он по ходатайству 51-го военного следственного отдела СКР заключил генерал-лейтенанта полиции под стражу.

На заседании апелляционной инстанции трое адвокатов генерала сразу же попросили закрыть процесс. Правда, доводы они привели довольно сомнительные. Защитники боялись, что озвученная информация «может отразиться на Варчуке, членах его семьи, в том числе на несовершеннолетнем ребенке». Кроме того, они сетовали на необъективность СМИ и создание ими «ненужного резонанса». Эти аргументы не убедили судью Олега Москвитина, и он не стал удалять журналистов из зала.

Отказ в сделке

На слушании прозвучало много нового. Так, оказалось, что генерал сознался в содеянном. «В ходе допроса Варчук признал вину, дал признательные показания», — озвучил материалы дела судья. Впрочем, защитница фигуранта поспешила опровергнуть данные сведения. «Вопрос о признании или непризнании вины еще не решен, поэтому ссылка следствия на это необъективна», — заявила адвокат.

Однако позже стало понятно, что слова защитницы противоречат другой новости, которую сообщил следователь. Он заявил, что Варчук не только признал вину, но и подал ходатайство о заключении сделки со следствием. По закону ее должен утверждать прокурор. Однако, как пояснил суду следователь, оснований для передачи материалов в прокуратуру «следствие не усмотрело».

Адвокаты обвиняемого настаивали на освобождении своего подзащитного. Они сообщили, что он погасил вмененный ему ущерб в 10 млн рублей и вернул деньги в бюджет. В апелляционной жалобе защита изначально просила отпустить обвиняемого под залог в размере не более 500 тысяч рублей. Однако на слушании защитники предложили в 40 раз больше — 20 млн, заверив, что деньги получены законным путем и задекларированы.

Также в качестве альтернативы нахождению в СИЗО предлагался домашний арест. Защитница Варчука сообщила, что гарантировать его явку к следователям готов его бывший товарищ по службе — заместитель начальника штаба Центрального округа Росгвардии генерал Анатолий Якубовский. В телефонном разговоре он подтвердил, что согласен стать поручителем.

Сам Варчук участвовал в заседании с помощью видеосвязи, установленной между СИЗО и судом. Он выразил готовность «полностью содействовать следствию в объективном расследовании», но пожаловался, что пока об объективности говорить нельзя.

Попытка замести следы

Представитель прокуратуры и СКР высказались за то, чтобы оставить обвиняемого в СИЗО. Так, следователь заявил, что Варчук вовсе не добровольно вернул в казну полученные им качестве взятки 10 млн рублей, а чтобы замести следы.

Он сообщил, что в июне 2016 года Варчук, используя должностное положение, склонил своего подчиненного, некоего Кузнецова к внесению от его имени в кассу 10 млн рублей. Сделал он это, по словам следователя, «чтобы скрыть свою причастность к преступлению».

Взвесив доводы сторон, судья оставил решение об аресте в силе. Защитники покинули суд, не дав комментарии.

Стоит отметить, что первым фигурантом громкого дела стал заместитель Варчука, начальник финансового управления Внутренних войск МВД России полковник Александр Костин. Его отправили в СИЗО еще в декабре 2016 года. По версии следствия, в 2015-2016 годах он обещал помочь своему коллеге Александру Гостеву добиться выделения дополнительных 250 млн рублей бюджетных средств для нужд Управления связи. При этом он предупредил, что для этого нужно заплатить «откат» в 10 млн рублей, который пойдет руководству в лице его начальника.

С декабря 2015-го по февраль 2016 года Гостев передал Костину оговоренную сумму для начальства несколькими траншами. Офицер связи остался в деле свидетелем, дав показания на высокопоставленных сотрудников внутренних войск. 3 марта Вячеслав Варчук был задержан, а через два дня арестован. 7 марта ему предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

Была ли более крупная «рыба»?

Управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов отмечает, что желание генерала заключить сделку со следствием понятно, ведь ему грозит от восьми до 15 лет лишения свободы со штрафом вплоть до 70-кратной суммы взятки. Сделка же, по словам юриста, позволит рассчитывать на более мягкий срок. Однако заключить ее может не каждый.

«Ее смысл — изобличение и уголовное преследование других соучастников преступления, а также розыск имущества, добытого в результате преступления в ситуации, когда без «помощи» подозреваемого или обвиняемого следствию это сделать затруднительно», — сказал адвокат. Он добавил, что сделка со следствием подлежит расторжению, если лицо ограничится сообщением лишь сведений о собственном участии в совершенном деянии или сведений, уже известных органам предварительного расследования. Также она аннулируется, если фигурант откажется дать показания, изобличающие других соучастников преступления.

«Представляет действительный интерес, на выявление каких еще соучастников преступления была ориентирована сделка со следствием бывшего заместителя главкома, если он уже полностью признал свою вину. На кого именно он обещал дать показания в обмен на смягчение наказания по вменяемому преступлению, уж не на бывшего ли главкома Внутренних войск? Возможно, следствию дали понять, что другая, более крупная «рыба» не интересна, и следствию не дали «добро» на ее «ловлю» с помощью «живца»-Варчука», — предположил адвокат.

Генерал-лейтенант Вячеслав Варчук не вошел в новый состав полицейского подразделения после реорганизации его в Росгвардию. Его начальник, главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ генерал Виктор Золотов, сохранил за собой место. Его должность приравнена по статусу к федеральному министру.