Ключевые мероприятия ПМЭФ-2017 завершились 2 июня. Этот форум стал, пожалуй, одним из самых скучных за последние годы. Практически не было острых дискуссий и по-настоящему громких заявлений. Не особо был слышен голос крупного бизнеса. Разве что Олег Дерипаска тихо поспорил с Эльвирой Набиуллиной. Бизнесмен посетовал, что инфляция низкая, а ставка ЦБ высокая. На что глава Банка России ответила, что инфляция держится на уровне в 4,1% всего месяц и рано «трубить победу». Кстати, похоже, что величавая степенность форума как раз и связана с «победным» ощущением. Business FM задавала ключевым участникам ПМЭФ вопрос: кризис закончился? В основном ответы были положительными. Президент и председатель правления «ВТБ-24» Михаил Задорнов свое мнение подкрепил данными о потребительском спросе.

Михаил Задорнов президент — Председатель правления банка ВТБ-24 «Сейчас апрель-май, это, безусловно, такой новый виток дополнительного спроса, который мы видим на рынке покупки продовольственных товаров, авто. За два месяца число проданных новых автомобилей больше, чем в марте-апреле прошлого года. На самом деле, это впервые за последние четыре года. И мы видим устойчивый спрос на жилье, ипотечные кредиты где-то процентов на 10-12 больше, чем в прошлом году».

Одним из самых ярких событий стал деловой завтрак Сбербанка. Запомнилось выступление Антона Силуанова. В этом году он, по понятным причинам, остался на форуме без своего главного оппонента — экс-министра экономики, который год назад тоже на завтраке Сбербанка назвал министра финансов своим другом. В этот раз Силуанов ответил на вопрос Германа Грефа о реформах после 2018 года.

Антон Силуанов министр финансов Российской Федерации «У нас некоторые воспринимают реформы как дополнительный объем ресурсов. Вот дадите ресурсы, будут реформы. Не дадите — ну, извините. Такой подход не может лечь в основу следующей команды. Знаете, как говорят, буйных мало. Нужны люди, которые генерировали сами бы реформы и не ждали команд сверху».

Герман Греф предположил, что буйных осталось мало из-за борьбы с коррупцией — теперь многие боятся принимать решения. Эта дискуссия шла в преддверии главного события форума — пленарного заседания с участием Владимира Путина. За несколько часов до него прошла панель, посвященная новым технологиям, и на ней первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал, чем сейчас очень интересуется глава государства.

Игорь Шувалов первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации «Я могу вам сказать, что наш президент небольшую группу членов правительства и работников администрации в начале второго утра только отпустил. Мы обсуждали исключительно новые технологии и цифровую экономику. Без прикрас могу вам сказать, что президент полностью заболел этим, понимает, что этот разрыв и значительные темпы роста базируются на цифровой экономике и технологическом лидерстве».

Подтверждением этих слов стало обращение Владимира Путина к «Ростеху», «Роскосмосу», «Росатому» и другим высокотехнологичным корпорациям. Президент призвал их больше работать с инновационными стартапами и венчурными фондами и попросил сделать это как можно быстрее. Более того, Путин фактически начал свое выступление с новых технологий и лишь потом обратил внимание, что экономика страны растет, а инфляция низкая. Уже после пленарки в интервью Business FM министр экономики Максим Орешкин заявил, что верит в ЦБ и в то, что инфляция не выйдет за уровень в 4%. Также глава МЭР ответил на еще один из самых волнующих вопросов — о курсе рубля.

Максим Орешкин министр экономического развития России «Какой курс нужен России? России, конечно, нужен крепкий рубль, но крепость его должна быть вызвана фундаментальными факторами, ростом производительности труда и эффективностью российской экономики. Если сила рубля будет вызвана резким ростом цен на нефть, мощным притоком, но временным, капитала, то, конечно, такие истории будут нести негативные последствия. Именно такую историю мы наблюдаем с начала этого года».

Орешкин в очередной раз предсказал, что в перспективе рубль упадет. Во-первых, приток спекулятивного капитала не может быть долгим. А, во-вторых, из-за крепкого рубля растет импорт, что к июлю-августу приведет к отрицательному счету текущих операций. И это, наверное, была одна из немногих негативных ноток форума.

Главную ложку дегтя, конечно же, внес Алексей Кудрин. Экс-министр финансов заявил, что последние 10 лет стали потерянными. Не сложилось инновационной экономики. И не провели смелую приватизацию, которую планировали до кризиса. О прошедшей в 2016 году приватизации Алексей Леонидович промолчал, но ее эхо прозвучало в выступлении главы «Роснефти» Игоря Сечина. Он допустил мировое соглашение в споре с АФК «Система», после чего акции компании Евтушенкова пошли вверх. Сечин сказал: «Возможно. Возможно все». Кстати, слова подойдут для любых экономических форумов и вообще российских реалий. Универсальный слоган.