На прошлой неделе было объявлено, что показатель безработицы в США — впервые с 1983 года — перешел в область двузначных чисел, тогда же ФРС решила оставить процентные ставки на уровне, близком к нулю. И та, и другая новость обнаруживают несостоятельность американской экономической политики. Стимулирующие меры, принимаемые администрацией Обамы, не являются четко выстроенными. Альтернативы республиканцев еще более неудачные. Обе стороны упускают существенный факт: американской экономике необходимы структурные изменения, что требует нового экономического инструментария.

Потребительский и инвестиционный спрос слишком мал для обеспечения полной занятости, а потребительские сектора, например, жилищный, уже не создают достаточного объема расходов в сегменте домохозяйств и предприятий. Потенциальные инвесторы, интересующиеся более перспективными областями, такими как низкоуглеродная энергетика (с низким уровнем выбросов CO2), загнаны в угол из-за отсутствия четкого курса в этой сфере. Ни кейнсианский подход, выбранный администрацией Обамы, ни сокращение налогов, за которое выступают республиканцы, не решает проблему в ее структурной первопричине.

Следуя кейнсианскому подходу, администрация Обамы сконцентрировалась на восстановлении потребительских расходов. Она пытается достигать этого за счет почти нулевых процентных ставок в сочетании с массированным финансированием ипотек и различными программами стимулирования потребления, такими как льготы при покупке жилья и премии за утилизацию старого автомобиля и приобретение нового.

Последствия пузырей и снижения налогов

На фоне предшествовавшего роста пузыря поощрялись чрезмерные заимствования. Воссоздавать новый пузырь — все равно, что предлагать еще один напиток за счет государства, чтобы справиться с массовым похмельем. При дефиците бюджета на уровне более 10% ВВП госрасходы должны быть намного более последовательными, нежели просто временные стимулы для поддержания потребительских расходов.

Альтернатива республиканцев столь же бесполезна. На любую проблему у республиканцев один ответ: сократить налоги. Простая арифметика показывает близорукость такого предложения. В виде налоговых поступлений федеральное правительство получает около 17% ВВП. Это примерно равно сумме расходов на социальное обеспечение, оборону, программы медстрахования и медпомощи (Medicare, Medicaid), выплаты ветеранам, выполнение процентных обязательств по обслуживанию долга.

Все остальное — автомагистрали, железные дороги, экоэнергетика, наука и технологии, дипломатия, международная борьба с заболеваниями, космические, образовательные программы, транспорт, судебная система, борьба с бедностью, внутренняя безопасность, охрана окружающей среды — обеспечивается за счет долга. Во всех этих важнейших сферах проявляется дефицит финансирования, что отрицательно сказывается на производительности, национальной безопасности и частных инвестициях.

Три составляющие правильного решения

Решение в долгосрочной перспективе имеет три составляющие. Первая — содействие росту экспорта, отчасти за счет снижения курса доллара и отчасти — посредством расширенной господдержки экспортного финансирования, например, предоставляемого странам с низким уровнем доходов и ограниченными кредитными ресурсами, желающим приобретать американские технологии. Снижение стоимости доллара уже происходит, но другие меры по поддержке экспорта еще не применяются.

Вторая составляющая — массированное увеличение расходов на образование и повышение квалификации. Уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений составляет всего 4,7%, тогда как для тех, кто закончил школу, эта цифра достигает 15,5%. В США недостаточно средств выделяется на финансирование образования для малообеспеченных, которые выпускаются из школы и затем не могут найти достойную работу.

Значительное расширение программ в сфере образования и повышения квалификации позволило бы решать существующую сегодня проблему безработицы в трех направлениях: за счет сокращения числа ищущих работу среди молодежи, повышения уровня квалификации в перспективе, а также — увеличения совокупных расходов в экономике благодаря росту образовательных расходов.

Третья составляющая — создать условия для инвестиционной активности в сферах с высокой социальной отдачей, которые сегодня блокируются ввиду отсутствия четкой политики в этих направлениях. Развитие низкоуглеродной экономики позволит создать рабочие места в краткосрочном периоде, сформировать более производительную экономику в среднесрочном и обеспечить технологическое лидерство США в долгосрочной перспективе.

То же относится и к перестройке устаревающей американской инфраструктуры в тот период, когда передовые технологии могут кардинально повысить эффективность использования ресурсов, безопасность внешней среды и устойчивость экосистем.

Инфраструктурные программы остались только в разговорах

Во время предвыборной кампании Обамы речь шла о «зеленом» экономическом подъеме, при котором рабочие места будут создаваться за счет существенного расширения отрасли низкоуглеродной энергетики. Говорилось о гибридных автомобилях, междугородных скоростных железных дорогах, новых станциях водоснабжения и системах водостоков на смену устаревающей инфраструктуре. Говорилось и о новом инфраструктурном банке для проведения сложных многонациональных проектов, на которых будет занято огромное число работников и которые будут способствовать развитию современной экономики.

Малые шаги в этом направлении предусмотрены в законах об экономическом стимулировании, готовящихся нормативах о климате и прочее. Но администрация не поработала над тем, чтобы воплотить эти сложные инициативы в жизнь. Междугородная железная дорога не появится сама по себе. Для создания линий электропередач постоянного напряжения необходима новая федеральная и региональная стратегия в сфере распределительных сетей. Для начала нового этапа развития атомной энергетики нужно лидерское участие президента. Для улавливания и хранения продуктов сгорания потребуется сотрудничество науки и промышленности с поддержкой на ранних этапах за счет государственных технологических фондов.

Президент потерял экономическую инициативу под давлением утомительной борьбы между двумя устаревшими идеологиями — кейнсианством и идеей сокращения налогов (для стимулирования со стороны предложения), а также в результате излишнего поклонения Конгрессу.

Президент периодически говорит в этом духе, но пока не представил конкретный план. Пора действовать, господин президент, или мы будем тратить время, расхлебывая очередной потребительский спад и закупая технологии в Китае.