Одинцовский суд отобрал квартиру у старшего лейтенанта Сергея Башарина. Военный не смог доказать, что купил жилье на заработанные деньги. Разница между доходами и расходами семьи военнослужащего составила 5 млн рублей. В суде Башарин рассказал, что часть этой суммы он получил от родителей супруги, а вторую заработал свадебным фотографом. Судью аргументы не убедили.

Насколько часто суды лишают имущества рядовых чиновников, если их доходы не соответствуют расходам? И почему на слуху нет похожих дел с участием высокопоставленных лиц?

Андрей Жвирблис руководитель проекта «Декларатор» Transparency International «Случай, который мы обсуждаем, — не первый, было достаточно много случаев изъятия имущества, получение которого не могло быть обосновано законно полученными доходами должностного лица. Эти случаи были как на достаточно базовом уровне, то есть какие-то чиновники на местах, так и на высоком уровне. То есть надо понимать, что используется определенный правовой механизм, и этот правовой механизм, например, использовался в случае бывшего губернатора Сахалинской области Хорошавина, у него было изъято имущество на несколько миллиардов рублей, с помощью тех же самых правовых методов, что и в том случае, который мы обсуждаем. Другое дело, что, конечно, количественно намного больше таких кейсов именно на каком-то базовом уровне, ну и, в принципе, надо сказать, что их не много».

Это уже не первый случай, когда суд лишает чиновников имущества, если они не могут доказать происхождение потраченных денег. Так, год назад сотрудница налоговой службы из Саранска лишилась машины за 3 млн рублей. Семейный доход чиновницы за три года немного превышал 1,5 млн.