Эти и другие вопросы BFM.RU обсудил с заместителем директора департамента вычислительных систем компании КРОК Андреем Тищенко.

Готовы ли вы подписаться под утверждением, что современная экономика — это экономика данных?
Андрей Тищенко: Готов. Работая в ИТ-компании это понимаешь особенно ясно. Достаточно вспомнить криптовалюты и биткоин: экономика данных в самом прямом смысле. Даже наш ЦБ объявил о возможности создания национальной криптовалюты. Если к биткоину многие относятся настороженно, то работающие в России полностью цифровые банки уже никого не удивляют.
Ритейл все активнее уходит в Сеть. Мировые лидеры отрасли, такие как Alibaba, считают, что работают не в e-commerce, а в сфере обработки информации. Они собирают до нескольких тысяч атрибутов о каждом клиенте для улучшения пользовательского опыта и увеличения объёмов продаж, и в этом видят свои ключевые конкурентные преимущества. Информационные технологии, работа с большими данными перестали быть чем-то необычным. Они как воздух необходимы в любой сфере бизнеса.
Объем доступных данных с каждым годом растет. Готова ли ИТ-инфраструктура отечественного бизнеса к новой нагрузке?
Андрей Тищенко: Исследователи из Gartner прогнозируют, что в течении ближайших десяти лет объем обрабатываемой информации увеличится в 50 раз. Только данные о ДНК к 2025 году достигнут 40 млн терабайт. Социальные сети, банки, мобильные операторы, страховые компании и государственные сервисы собирают и анализируют информацию. По оценкам Gartner, в ближайшие 2-3 года 40% российских компаний начнут использовать технологии интернета вещей, что приведет к еще большему росту объемов данных, которые надо хранить и обрабатывать.
Готова ли к этому ИТ-инфраструктура отечественного бизнеса сегодня? Мы считаем, что нет. Сказывается экономическая ситуация, которая в течение последних трех лет заставила компании туже затянуть пояса. Но необходимость внедрения новых технологий настолько велика, что эти проекты все равно начинают запускаться. Наша роль — помочь бизнесу провести необходимую трансформацию, подготовиться к будущему, в котором без работы с большим данными будет невозможно оставаться конкурентоспособными.
Вы говорите о трансформации ИТ-инфраструктуры, какие именно изменения ей предстоят?
Андрей Тищенко: Мы наблюдаем волну качественных изменений в ИТ. Инфраструктура должна стать более гибкой, адаптивной, готовой к постоянному внедрению новых технологий. Нас ждет новое поколение технологий и архитектур. Классические программно-аппаратные комплексы, которые внедрялись последние десять лет, будут замещаться. Им на смену приходит полностью виртуализованная инфраструктура, которая предоставляется как сервис на основе доступа к порталу услуг. Инфраструктура, которая может выходить за границы собственного ЦОД, в случае необходимости гибко используя ресурсы внешних сервис-провайдеров. Все больше бизнес-процессов и ИТ-систем будет передаваться на аутсорсинг, освобождая ресурсы и время специалистов на развитие бизнеса и запуск новых услуг. Ведь успех компаний все больше определяется уровнем технологий автоматизации и качеством аналитики данных о взаимодействии с клиентами.
Какие решения в этой области предлагает КРОК?
Андрей Тищенко: Как интегратор и сервисная компания мы, в первую очередь, предлагаем нашу экспертизу и знания. Мы знаем, как и с помощью каких технологий бизнес может стать более эффективным. Как извлекать максимум полезной информации из собранных данных, поступающих из самых разных источников. Как за счет умного хранения и активного использования информации получить дополнительные конкурентные преимущества, например, предлагая клиенту максимально персонализированный продукт или получая качественную аналитику, необходимую для принятия решений.
Эти знания реализованы во множестве готовых ИТ-решений для бизнеса, начиная от нашего облака, в котором можно развернуть практически любую инфраструктуру за считанные дни, и заканчивая системами видеоаналитики и дополненной реальности. Так, мы помогли протестировать новую систему управления бизнес-процессами одного из крупных пассажирских перевозчиков, развернув необходимую инфраструктуру всего за 5 дней в облаке КРОК. Благодаря переходу от CAPEX (покупки железа) к OPEX (облаку) компания уже на этапе тестирования сократила затраты на ИТ в 4,5 раза.
Внедрение таких решений может быть дополнено программами учебного центра, которые мы составляем индивидуально, с учетом их специфики и уровня знаний специалистов заказчика. Мы работаем практически со всеми основными мировыми производителями ИТ-решений. Один из наших основных партнёров в инфраструктурных решениях — компания Hewlett Packard Enterprise (далее — HPE), которая закрывает практически весь спектр технологий для цифровизации бизнеса.
Практически всегда в серьёзных инфраструктурных проектах мы помогаем клиентам проработать вопрос привлечения заемных средств для финансирования с помощью специальных программ, в том числе и от самих производителей решений. Ещё одной альтернативой здесь может стать услуга аренды ИТ-оборудования (HaaS, Hardware as a Service). Поскольку ИТ-оборудование развивается высокими темпами и, как следствие, быстро устаревает, такие OPEX-схемы позволяют более оперативно модернизировать парк оборудования и таким образом повысить показатель рентабельности активов предприятия.
В каких отраслях инвестиции в работу с большими данными приносят наибольшую отдачу?
Андрей Тищенко: На сегодня у нас больше всего таких проектов в ритейле, финансовом секторе и логистике. Есть интересный опыт работы с банком, когда мы совместно с заказчиком создали аналитическую систему, контролирующую общение коллекторов с заемщиками. Система интегрирована с банковскими сервисами и данными контакт-центра и полностью соответствует требованиям регуляторов.
Для компании-перевозчика мы оснастили датчиками поезда и турникеты, синхронизировали информацию с расписанием. В результате удалось оптимизировать пассажиропоток, продажи билетов и повысить управляемость бизнеса в целом.
Очень активно внедряются системы управления производственными процессами с использованием больших данных в промышленности. И даже в сельском хозяйстве — отрасли, которая была самой отдаленной от ИТ — начали поступать данные и проникать технологии интернета вещей. Эксперты предсказывают, что благодаря этим технологиям нас может ожидать рост урожайности, которого человечество не видело даже во времена внедрения механизации.
Существуют ли у вас методики оценки экономической эффективности внедрения ваших решений, какие KPI вы ставите перед собой, входя в новый проект?
Андрей Тищенко: Практически в каждом проекте присутствует оценка экономической эффективности. В зависимости от задач, KPI могут состоять в достижении экономии, снижении рисков и простоев бизнес-систем, повышении уровня безопасности и мобильности пользователей, сокращении времени на обслуживание клиентов заказчика, быстром запуске новых услуг и сервисов без капитальных затрат. В некоторых случаях мы говорим и о прямом экономическом эффекте от расширения портфеля услуг заказчика.
Одному из крупнейших дистрибьюторов косметики мы помогли перевести на аутсорсинг отказоустойчивую ИТ-инфраструктуру, построенную на базе сети дата-центров КРОК. Проект позволил сократить стоимость владения инфраструктурой на 20%.
В сотрудничестве с компанией «Восток-Запад» мы увеличили быстродействие и повысили стабильность системы управления складом, при этом производительность инфраструктуры выросла в три раза.
Онлайн-ритейлер, разместивший интернет-магазин и другие ресурсы в облаке КРОК, смог сократить время запуска новых сервисов в 40 раз благодаря возможности гибко управлять ресурсами облака.
Существуют ли решения позволяющие компаниям, владеющим цифровыми архивами собранными за десятилетия, встроить свои данные в современную инфраструктуру?
Андрей Тищенко: Такие решения безусловно существуют. Для нас это звучит не как проблема, а как задача. В нашей практике есть даже примеры, когда мы помогали оцифровывать музейные экспонаты с целью сохранения культурного наследия, делая их широко доступными для самых разных аудиторий.
Одно из решений, которое можно эффективно использовать для подобного рода задач хранения — HPE Scality RING — одинаково эффективно работает и с современными, и с ранее накопленными данными любого объёма, в том числе собранными в различных форматах.
Какие изменения произойдут в бизнесе в ближайшие годы под воздействием новых технологий хранения и обработки данных?
Андрей Тищенко: Компаниям и их сотрудникам придется работать со все большими объемами информации. В то же время часть рутинных операций, связанных с обработкой этих данных, будет автоматизирована. Такие профессии, как операционист, юрист, бухгалтер очень сильно трансформируются. Часть их задач возьмут на себя системы на основе искусственного интеллекта и обработки естественной речи. Люди же будут больше работать в сферах исследований и генерации идей. Все большее число людей сможет работать удаленно: появятся системы для совместной удаленной работы, в том числе с использованием технологий виртуальной реальности. Можно ожидать всплеска интереса к расшифровке ДНК для выявления персональных талантов, планирования детей, а также профилактике заболеваний. Вероятно, это сильно изменит мир вокруг нас, то, как мы планируем личную жизнь и карьеру.
Обработка данных станет еще быстрее благодаря появлению новых типов накопителей, ориентированных на рост числа цифровых взаимодействий между компаниями и клиентами. И чтобы привести свои компании в это будущее, руководителям бизнеса предстоит изменить ИТ-инфраструктуру, подготовить ее к изменениям внешней среды в условиях всеобщей цифровой трансформации. Она должна стать адаптивной и гибкой, позволяя быстро внедрять новые сервисы, продукты и услуги.