Иран и SSJ-100 «пролетают» мимо многомиллиардной сделки
Компания «Гражданские самолеты Сухого» готовит документы для американского офиса, который контролирует соблюдение санкций против Тегерана
Читать на полной версииМногомиллиардная сделка по поставке Тегерану самолетов Superjet 100 откладывается на неопределенный срок. Как сообщает «Лента.ру», производитель самолетов — компания «Гражданские самолеты Сухого» — готовит документы для подачи в американский офис по контролю за иностранными активами. Эта структура контролирует соблюдение санкций против Ирана.
В Superjet есть американские комплектующие, поэтому необходимо одобрение США. Тем временем контракты с Тегераном подписывают конкуренты. В декабре компания Airbus договорилась о поставке 100 самолетов на 18 млрд долларов. Американская корпорация Boeing продаст иранским перевозчикам 80 лайнеров на 16 миллиардов. Не получится ли так, что Иран вообще не купит российские самолеты?
В свою очередь, генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что получение разрешения от американцев — это формальность и вряд ли здесь могут возникнуть проблемы.
— Получение разрешения по экспортному контролю — вполне обыкновенная бюрократическая процедура, ее надо пройти. Там действительно нужно подготовить документы, это может потребовать какого-то времени, но ничего сверхъестественного нет. Я не думаю, что там что-то есть такое, против чего бы американцы сильно возражали. Тем более что это небольшой региональный самолет.
— Европейцы и американцы-то конкуренты. У них ничего не затягивается, они уже подписали, а у нас вот все тянется.
— Airbus подписал. Насчет Boeing я, честно говоря, не уверен, насколько до конца подписали... У них абсолютно та же самая процедура. Другое дело, что мы это редко делаем, а они делают это всякий раз, когда, условно говоря, в проблемную страну поставляется техника. То есть у них этот механизм отлажен, они знают, как это делать, поэтому, естественно, у них быстрее происходит.
— По поводу возможности в наших Superjet заменить американские комплектующие — это реально?
— Это необязательно американские комплектующие, могут быть любые. Там, на самом деле, и европейского много стоит. Насколько я понимаю, европейского-то больше. Но дело в том, что эта европейская продукция основана на американских патентах.
— А сами мы не можем?
— Сами — нет.
Зимой 2017 года министр энергетики, сопредседатель российско-иранской межправительственной комиссии Александр Новак говорил о готовности Тегерана в ближайшее время купить 12 самолетов SSJ-100. Эксперты оценивают дополнительную потребность иранского рынка в пассажирских самолетах в 400-500 единиц. Согласно этим данным, даже если учитывать крупный заказ у Airbus и Boeing, рынок Ирана все еще нельзя считать насыщенным.