Минтранс РФ поддержал предложение Минэкономразвития об отмене альтернативы платным автодорогам. Доводы в пользу такого решения весьма сомнительны, так как в отсутствие нормальной дорожной сети это может лишить автовладельцев и без того скудного выбора. Но стремление увеличить фискальную нагрузку на население все больше овладевает правительством.

«Мы поддерживаем отмену альтернативности платных дорог. Каждый случай будет рассматриваться отдельно, но в целом мы не против этого», — заявил 16 ноября министр транспорта Игорь Левитин.

Напомним, месяц назад замглавы МЭР Андрей Клепач высказал предложение о целесообразности отмены существования обязательной бесплатной дороги, альтернативной платной автотрассе, предложив сделать «механизм платности автодорог более гибким». По его мнению, надо сделать так, чтобы не требовалось наличие альтернативных бесплатных автодорог и таким образом можно будет ввести большую часть магистральных трасс как платные». Это, на взгляд чиновника, нужно для привлечения большего объема частных инвестиций в транспортную инфраструктуру.

«Предложение Левитина нарушает Конституцию»

Хотя в России сейчас реализуется несколько проектов по строительству участков платных дорог, ни одной полноценной платной магистрали пока не построено, а, по мнению опрошенных BFM.ru экспертов, предложения министерств нарушают статью Конституции РФ о свободе передвижения граждан. Более того, как считает глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, это противоречит закону об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ.

Как заявил BFM.ru лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, его настораживает заявление министра транспорта. «Когда такое предложение высказал Андрей Клепач, то это можно было рассматривать как обыкновенную чиновничью глупость. Но когда об этом говорит министр транспорта, который много лет возглавляет структуру, в которую входит Росавтодор, и который по идее, должен «быть в теме», можно предположить, что это уже «не просто зондаж общественного мнения, а нас подготавливают к неизбежности такого решения», — сказал эксперт.

По его словам, министр не может не знать, что во всем мире платные дороги составляют крайне незначительный процент протяженности всех трасс, а бюджетное финансирование дорожного строительства является не просто безальтернативным методом, но и исторически проверенным средством по стимулированию экономического развития.

«Массовое строительство дорог неоднократно вытаскивало из кризиса и США и Германию, так как обеспечивало мульпликативный эффект, когда развитие дорожной сети стимулировало развитие других отраслей промышленности и давало на один вложенный доллар несколько долларов заказов в других секторах экономики, — сказал Лысаков. — Возможно, так действительно проще привлечь инвесторов, но платные дороги можно строить, когда в стране есть уже нормальная дорожная сеть, которой могут пользоваться граждане. Но у нас такой сети нет».

Как напомнил, Вячеслав Лысаков, сейчас в стране более 40 тысяч населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием с федеральной дорожной сетью, а некоторые регионы, как, например, Якутия отрезаны от страны, так как основная связывающая с остальным миром дорога — по сути, зимник, а не федеральная трасса.

Денег на дороги нет

До кризиса правительство планировало существенно увеличить расходы на дорожное строительство и ремонт, затратив на эти цели в 2010-2011 годах примерно 600 млрд рублей. Теперь же дорожные расходы наоборот сокращаются — примерно в 2,5 раза.

Сокращению подверглись дорожные затраты и региональных бюджетов и, например, в Москве, где для улучшения транспортной ситуации необходимо построить не менее 500 км дорог, все проекты отодвигаются на более длительный срок. Так, по словам заммэра Владимира Ресина, строительство Четвертого транспортного кольца с 2011 года «пойдет намеченными темпами», а общая задержка работ составит 1,5–2 года.

При этом стоимость столичного дорожного строительства чрезвычайно велика. Так, только первый участок Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (менее 4 км) обойдется в 66,6 млрд рублей. Это примерно 165 млн долларов за 1 км пути, или вдвое дороже удельных затрат на строительство Большого адронного коллайдера, который пробит в скалистых породах на значительной глубине.