Обновлено 17:38

Владимир Познер попросил организаторов телевизионной премии ТЭФИ сменить название и отказаться от статуэтки Орфея. В письме, опубликованном на официальном сайте Познера, он рассказал о своем обещании, которое дал скульптору Эрнсту Неизвестному — автору статуэтки. Познер гарантировал ему, что выбор победителей ТЭФИ будет демократичным.

Как отмечает Познер, раньше в выборе финалистов участвовали все члены Академии, а само избрание было тайным. По его мнению, конкурс «в своем нынешнем виде отличается от прежнего принципиально». А Эрнст Неизвестный, который скончался в прошлом году, узнав о том, что произошло с ТЭФИ, напомнил бы журналисту о его обещании. Теперь лауреатов выбирает специально назначенное жюри, состав которого уменьшился до 70 человек, а в выборе победителей участвуют 14 человек.

Вот что Владимир Познер заявил Business FM:

Владимир Познер советский и российский тележурналист, телеведущий «Поймите меня правильно, мне важно выполнить то, что я обещал. Тем более человека больше нет в живых, и просто я прекрасно понимаю, он бы сейчас сказал мне: «Что происходит-то?» Что я должен был бы ответить? Я хотел перед собой быть честным, вот я это и сделал. Проблема существует, и она существует давно, но для меня главное было не проблема ТЭФИ, а то, что я обещал Эрнсту, и я это сделал. А дальше, если будут это обсуждать, если будут принимать какие-то меры, то замечательно. Если нет, так тоже я это переживу».

Обращение Познера комментирует тележурналистка Светлана Сорокина:

Светлана Сорокина тележурналистка «Могу сказать, что я рада, что Владимир Владимирович написал такое письмо, я с ним абсолютно согласна и его вполне себе авторитетным мнением. В конце концов, он долгое время возглавлял Академию российского телевидения. Действительно, сложно, трудно, очень по-разному, в обидах и борьбе, но более или менее демократическим способом осуществлялся выбор этих самых победителей, а не так странно, узко, кулуарно, как это делается сейчас. Поэтому все возможно, и пусть себе индустриальный комитет существует, раздает свои награды, но вот совершенно согласна с Познером, что тогда нужно ввести и другое название, и другую награду, потому что Эрнст Неизвестный подразумевал совсем другое, когда вкладывал свой труд и душу в создание вот этой статуэтки Орфея.

Премия ТЭФИ-2017 была вручена 3 октября. Лучшей информационной программой стало «Время» на Первом канале, лучшей информационно-аналитической — «Вести недели» на «России-1», лучшим интервьюером признан Владимир Соловьев. В номинации «Просветительская программа» победила «Военная тайна» на канале «РЕН ТВ». Заявление Познера комментирует Андрей Лошак, который в 2003-м получил ТЭФИ как лучший тележурналист:

Андрей Лошак тележурналист «Просто я, честно говоря, когда прочитал список награжденных, но это уже не первый год, я не знаю, сколько там Дмитрий Киселев этих ТЭФИ получил, но очевидно, что это призы не за тележурналистику, а за успехи в лояльности к нынешней власти и к тому, что как бы глубже и сильнее лизнет. Ну, я, может быть, резко выражаюсь, но абсолютно, судя по списку награжденных, к тележурналистике, по крайней мере, это точно никакого отношения. К телепропагандистике — может быть, как в целом, все информационное телевидение. Информационной журналистики и телевидения больше нет — есть только пропаганда. Достаточно посмотреть любую информационную программу, она ничем уже не отличается от советской программы «Время».

Приз, который получают лауреаты премии, — это бронзовая фигура Орфея, играющего на струнах своего открытого сердца. Вот как на послание Познера отреагировал член правления Академии российского телевидения, генеральный директор Общественного телевидения Анатолий Лысенко:

Анатолий Лысенко генеральный директор Общественного телевидения России «Когда мы учреждали эту премию, я был в числе ее создателей. Это было одно. Сегодня это другое. Сегодня нет практически Академии — она развалилась. Кстати, Владимир Владимирович (Познер) внес большой вклад в развал премии. Так что мне не хочется сейчас это комментировать совершенно».

Как отмечает Познер в своем письме, статуэтка Орфея, как и название конкурса — «ТЭФИ», являются юридической собственностью Академии российского телевидения. Познер занимал пост президента Академии с 1994 по 2008 годы.