Международная торговля под угрозой из-за 3D-печати?
В докладе, опубликованном аналитиками из Нидерландов, утверждается, что к 2060 году будет дешевле напечатать товар, чем везти его через границу. Так ли это?
Читать на полной версииАналитики предсказали исчезновение четверти торгового потока из-за 3D-принтеров. Прогноз опубликовал нидерландский финансовый концерн ING Group.
По мнению авторов доклада, к 2060 году распространение 3D-принтинга приведет к тому, что товары будет дешевле печатать на месте, а не возить через границу. Утверждается, что в случае сохранения нынешних темпов инвестиций в 3D-печать объемы мировой торговли сократятся на четверть, а при увеличении вложений — на 40%. Верить ли аналитикам?
Логика простая: зачем тратиться на доставку товара из-за границы, если можно напечатать то же самое, фигурально выражаясь, у себя на кухне? Уже сейчас технология позволяет создавать предметы не только из пластмассы, но и из бетона, металла и других материалов. Автозапчасти, детали электроники, мебель, протезы, элементы оборудования — все это можно печатать на 3D-принтере. Проблема в скорости и стоимости печати, комментирует вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.
Однако и в России, и в других странах появляется все больше компаний, делающих первые шаги в коммерческом применении 3D-печати. Рассказывает основатель и руководитель «Лаборатории трехмерной печати» Иван Мошкин:
Иван Мошкин основатель и руководитель «Лаборатории трехмерной печати» «3D-печать становится более продуктивной, качественной и более скоростной. Процесс уже идет. К нам, например, очень много обращается людей, которые занимаются радиоуправляемыми машинками. Печатают какие-то изделия, которые нужно ждать на заказ три-четыре недели пока они придут из-за границы. Они у нас печатают сейчас, сразу же, и через несколько дней забирают и пользуются. Это уже для них экономия и по времени, и по деньгам».
Однако, есть сугубо логический повод сомневаться в прогнозах ING Group. Допустим, запчасти действительно будет проще печатать в России, а не возить из-за рубежа. Но для печати нужны технологии производителя — грубо говоря, цифровая схема товара. Вряд ли какой-нибудь Volkswagen согласится отдать ее бесплатно.
Нет, будут и лицензированные центры, и официальные дилеры. Следовательно, будет и поток денег за рубеж. Фактически торговля товарами превратится в торговлю услугами, где ценностью является технология производства детали. Наконец, под вопросом и сроки прогнозирования, добавляет коммерческий директор компании Cybercom Амир Судаков.
Амир Судаков коммерческий директор компании Cybercom «Прогноз с горизонтом в 40 лет сам по себе достаточно условен. Если брать именно ING, надо сказать о том, что они выходили на наш рынок в 2007-2009 году. Это даже не касается темы 3D-печати — они выходили как компания страхования жизни. И на нашем рынке у них не пошло. Это я просто к тому, насколько у них глубоко продуманные решения. К падению мировой торговли привести может, но что будет через 40 лет, какая будет технология наиболее прорывной, сказать невозможно».
В заключение стоит добавить, что аргументы об угрозе 3D-печати для мировой торговли можно применить и к международным инвестициям. Звучит тоже логично: «Если разрешить компаниям открывать заводы в других странах, то в итоге все перестанут торговать, потому что производить дома дешевле». Но на деле торговля не прекратилась. В общем, 3D-печать наверняка изменит нашу жизнь, но срочно сбрасывать акции судоходных компаний пока рановато.