Профильный комитет Совета Федерации рекомендовал верхней палате одобрить нормы о СМИ — иностранных агентах. Планируется, что документ рассмотрят на ближайшем заседании 22 ноября. Он был разработан в ответ на требование Минюста США к RT America — американскому филиалу российской телекомпании — зарегистрироваться в качестве иноагента в Соединенных Штатах.

Сенатор Людмила Нарусова считает поправки в законодательство несоразмерными. «Каковы критерии нежелательной организации? Почему мы даем право Минюсту называть кого-либо нежелательной организацией без критериев? Это просто непрофессионально», — сказала Нарусова. Как отметила сенатор, происходящее напоминает ей выражение «лучшее средство от головной боли — гильотина».

Ранее Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека призвал Совет Федерации отклонить законопроект. В СПЧ подчеркивают, что поправки не указывают никаких иных оснований для признания СМИ иноагентом, кроме наличия финансирования из зарубежных источников.

Нужно ли дорабатывать законопроект о СМИ — иноагентах? На этот вопрос Business FM ответил заместитель председателя Госдумы Петр Толстой. С ним беседовал Игорь Ломакин.

Петр Толстой: Я не согласен с мнением Людмилы Борисовны, она просто, наверное, не до конца прочитала закон. Там есть прямой отсыл к закону об НКО — иноагентах, и в этом законе прописаны все меры и все критерии. Мы считаем, что этот закон не является законом прямого действия, это некая рамка, которая позволяет исполнительной власти точечно реагировать на ущемление прав российских журналистов, работающих за рубежом. А что касается мнения СПЧ, честно говоря, я вообще не очень понимаю, при чем здесь СПЧ, это консультативный орган при президенте РФ. Я уверен, что у него есть возможность донести это мнение до президента, который будет подписывать закон.
Сенатор Клишас, глава профильной комиссии, сегодня прямо говорил о том, что решение, кого включать или не включать, будет зависеть от политической ситуации. Как вам кажется, кто будет решать?
Петр Толстой: Уполномоченным органом исполнительной власти будет Минюст. У него есть достаточный набор критериев: иностранное финансирование, иностранные СМИ. На основании этих критериев Минюст может выносить представление. Но тот закон, о котором сегодня с таким беспокойством говорят наши правозащитники, уважаемая Людмила Борисовна Нарусова, в сравнение не идет с американским законом по степени жесткости санкций за его неисполнение. По американскому закону, если бы RT 13-го числа не зарегистрировался как иностранный агент, то должностному лицу, которое непосредственно возглавляло американский филиал, грозил бы штраф до 10 тысяч долларов или пять лет тюрьмы. У нас близко таких санкций не предусмотрено в отношении НКО — иностранных агентов и, соответственно, в отношении СМИ — иностранных агентов. Там речь идет о бухгалтерской отчетности, о транспарентности пожертвований, о маркировке продукции. Этот закон касается формальной стороны работы СМИ. Грубо говоря, это закон, который будет исполнять директор, а не главный редактор.
Но право россиян на широкий спектр информации не будет нарушено?
Петр Толстой: Не будет нарушено, потому что у нас с вами есть возможность выбирать из разных СМИ ту точку зрения, которая нам ближе, и этот спектр никак не сужается от того, что среди иностранных компаний будут СМИ с маркировкой «иностранный агент, действующий в интересах того или иного государства».

CNN и Deutsche Welle не подпадут под действие закона о СМИ — иноагентах. Пока он коснется только «Голоса Америки», «Радио Свобода» и его проектов, сообщил РИА Новости источник в Совете Федерации.

Петр Толстой также рассказал Business FM, что в Госдуме обсуждают ответные меры на действия глобальных соцсетей, которые ограничивают распространение информации из России.