Только гражданские. Российской военной техники на «Фарнборо» снова не будет
Один из крупнейших мировых авиасалонов на аэродроме близ британского Фарнборо откроется в июле следующего года. Уже известно, что российской военной техники там не будет. Запрет наложила британская организация по контролю за экспортом
Читать на полной версииОрганизаторы авиасалона «Фарнборо» запретили России демонстрировать военную технику в следующем году, сообщил замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Анатолий Пунчук. При этом он назвал запрет «примером недобросовестной конкуренции».
Запрет вынесла британская организация по контролю за экспортом (ECO). Причина — эмбарго Евросоюза на импорт и экспорт вооружений и военной техники в Россию и из нее. При этом организаторы ожидают, что от России в 2018 году в выставке примут участие производители гражданской техники.
Руслан Пухов директор Центра анализа стратегий и технологий «Мы ничего не теряем, авиасалонов очень много, и основной центр гравитации выставочной деятельности перемещается в те регионы, где есть покупатели. Поэтому, скажем так, много участников на Дубайском авиасалоне, и мы туда привезли наш самолет. Мы также возим самолеты в Индонезию, там, где есть наши покупатели. Англичане в каком-то смысле сами себе выстрелили в ноги. Я бы на месте российских производителей вообще отказался от участия. Показать мы могли многое, начиная от последних версий самолета Су-35, могли привезти бомбардировщик Су-34. Экспортная версия называется Су-32, он себя зарекомендовал в Сирии, и это было бы, безусловно, сенсацией и привлекло бы новых посетителей на «Фарнборо». Вообще, внешний вид самолета пятого поколения не является секретом, его тоже бы при наличии доброй воли можно было привезти. Наш авиасалон призван, во-первых, показать нашим гражданам — это своего рода такой, что ли, отчет перед налогоплательщиками, как тратятся их деньги. А второй момент: сюда подъезжают уже на какие-то более конфиденциальные, чувствительные переговоры наши потенциальные заказчики. То есть на зарубежной площадке с ними можно поговорить в первом приближении, а обсуждать уже какие-то тонкие моменты — передачу военных технологий или же, например, ценовые параметры — это, конечно, лучше делать на своей территории».
В 2014 году Россия на авиасалоне была представлена в ограниченном составе из-за проблем с получением виз. Тогда «Роскосмос» и «Рособоронэкспорт» отказались от участия. В прошлом году из-за санкций от нашей страны участвовала в выставке только гражданская продукция.
Никаких особенных новинок в гражданском авиастроении у России сейчас нет, а участие или неучастие в «Фарнборо» — это, скорее, политическое решение, считает независимый авиаэксперт, экономист Дмитрий Адамидов:
Дмитрий Адамидов независимый авиаэксперт, экономист «У нас, на самом деле, не так много новинок гражданской авиации. Собственно говоря, вот этот МС-21 — широкофюзеляжный самолет и новый гражданский 112-й и 114-й — грузовики. Поэтому для авиасалона не столь интересно, тем более что основные покупатели все-таки у нас в сфере военной техники пока. Поэтому я думаю, что пока рано нашим новинкам, тем более они еще на крыло не встали, а половина просто не особенно и новые. Честно говоря, всегда участие в авиасалоне — это политическое решение. Но можно поприсутствовать. Просто у нас не такая мощная гражданская авиация, чтобы там было чем-то реально похвастаться таким, чтобы все ахнули. Потому что авиасалон — это все-таки еще и ярмарка продажи, а у нас и покупатели потенциальные все-таки это страны Азии больше. Стоит ли везти на «Фарнборо», это уже решение наших менеджеров в компаниях. Если они посчитают нужным, наверное, повезут. Для выставок такого вида техники подходит все на самом деле. Тут вопрос о стратегии продвижения, потому что на каждом авиасалоне своя публика. Она пускай больше чем наполовину повторяется, но все равно тут просто есть уже определенные традиции. Очень трудно сказать, почему так вот с рациональной точки зрения туда мы везем, а туда не везем».
Один из крупнейших мировых авиасалонов на аэродроме близ Фарнборо в британском графстве Гемпшир откроется 43-й раз 16 июля следующего года и продлится неделю. Авиасалон проходит раз в два года. Его организацией занимается Сообщество британских аэрокосмических компаний. Авиасалон открылся в 1948 году. СССР начал принимать в нем участие с 1984 года.