Журналист Максим Шевченко и историк Николай Сванидзе подрались из-за Сталина. Произошло это во время прямого эфира на радио «Комсомольская правда». Обсуждался вопрос: является ли сталинизм болезнью, которую надо лечить?

Спор перерос в драку в самом конце передачи. Сванидзе стал говорить, что «Сталин довел страну до войны с Гитлером в катастрофическом состоянии, и к концу 1941 года у нас в плену было 3,8 миллиона человек… Это благодаря Сталину...»

Шевченко на это заявил, что «в отличие от Франции Советский Союз на коленях не стоял, а сражался, а Николай Карлович плюет сегодня на могилы погибших под Москвой».

Дальше пошли реплики на повышенных тонах и обвинения во вранье. На YouTube выложена видеозапись: видно, как Сванидзе, не сдержав эмоций, встает из кресла и бьет Шевченко по лицу. Тот отвечает серией ударов. Видно, что Сванидзе оказывается на полу.

Что произошло по версии Максима Шевченко?

Максим Шевченко руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира «Николай Карлович встал, подошел ко мне, ударил меня и получил в ответ. Я не привык, когда мужчины меня безнаказанно бьют по лицу. Я готов с ним помириться. Если вы досмотрели видео до конца, там я говорю, что я христианин, я готов поставить другую щеку, пожалуйста. Николай Карлович отказался, будучи не христианином, он либерал. Поэтому моя позиция такая: конечно, готов. Я считаю, что интеллектуальные дискуссии, конечно, не должны переходить на такое. Но не мы это начинаем. Моя позиция была историческая. И спор возник из-за того, что я сказал, что вы запрещаете нам изучать нашу историю, заставляете нас верить в бред, который вы выдумываете. Например, миллионы убитых. Я говорю, что вот есть записка Хрущева. 642 тысячи было расстреляно с 1921 по 1954 год. А ты на что опираешься? Он в итоге начинал орать, оскорблять меня, называть сталинистом. Хотя я не сталинист. Но все это можно обсуждать без рукоприкладства. Я сказал, ты плюешь на советских солдат. Он сказал, ты подонок. Я сказал, я подонок, но ты плюешь на могилы советских солдат. Он сказал, был бы ты рядом, я бы дал тебе по морде. Я сказал, что ну вот, я рядом, что за проблема? Он встал, подошел ко мне. Я тоже встал, руки держа, между прочим, как бы внизу за спиной, специально. Он ударил меня, потому что я верил в его разум, что все-таки это не кончится дракой. Он ударил. Я, извините, на автомате провел серию ответов. Так у меня тело обучено. Но я бил ладонью, контролировал все это дело, не кулаком ни в коем случае. И я сожалею о таком конфликте. Честно говоря, вот абсолютно точно могу сказать, что не я стал первым руки распускать и сыпать угрозами».

Как видит ситуацию историк Николай Сванидзе?

Николай Сванидзе тележурналист, историк «Просто когда мне Максим Леонардович сказал, что я плюю на могилы, я не выдержал и смазал ему по щеке просто ладошкой. Он меня в этот момент ударил. Вот и весь инцидент. Но поскольку это был, скорее, не удар, а толчок, то никаких последствий он не имеет для меня. Если вас интересуют последствия чисто медицинского характера, с ним, я не думаю, что нас в будущем поставят дебатировать, поскольку мы такие ребята темпераментные. Я не думаю, что это произойдет теперь».

Как сообщается на сайте «Комсомольской правды», результатом драки стала раскрошенная частично стена студии.