Великобритания, 2015 год. Профессор Кембриджа по имени Александр Коган создает психологический онлайн-тест на Facebook. За прохождение пользователям платят реальные деньги, которые поступают от партнеров Когана, консалтинговой фирмы Cambridge Analytica. Коган анализирует данные почти 300 тысяч пользователей и еще почти 50 миллионов их друзей и определяет их психологические профили. Они нужны политтехнологам, чтобы сверхточно таргетировать предвыборную рекламу — в частности, для одного из своих клиентов, президентской кампании Дональда Трампа.

СМИ пишут, что Цукерберг за день потерял 6 млрд долларов. Facebook утверждает, что Коган передавал данные третьим лицам незаконно. Сам профессор, а также сооснователь Cambridge Analytica Кристофер Уайли — что представители соцсети все знали и ничего не предпринимали. Продолжает старший корреспондент-расследователь CNN Дрю Гриффин:

«Специалист по работе с данными, который собрал досье на миллионы американцев, готов дать показания ФБР и конгрессу США о сотрудничестве с Cambridge Analytica и кампанией Трампа. По словам Александра Когана, Facebook было известно, чем он занимается, и на него не накладывалось никаких запретов на перепродажу данных. Кроме того, на выходных была снова поднята тема причастности России. Как рассказал Коган в письме своим коллегам, журналисты всерьез спрашивали его о том, не является ли он российским шпионом. Цитата: «Я попытался объяснить, что это звучит глупо. Если я и шпион, я самый тупой шпион в мире». Напомню, что Коган родился в бывшем СССР, в детстве мигрировал в США. По данным британской Observer, ранее он получал финансирование от российского СПбГУ, в том числе и на исследования, связанные с соцсетями».

Скандал получился достаточно многогранным, чтобы выделить саму суть проблемы. Одни СМИ заходят с того, что не одни российские хакеры вмешиваются в выборы. Другие подчеркивают, что Cambridge Analytica не делала ничего такого, чего не делают десятки и сотни других политтехнологических компаний по всему миру, и отмечают: проблема в том, что под соусом скандала законодатели в США надеются протащить регулирование соцсетей. Отсюда падение акций Facebook почти на 8% и основных американских индексов почти на 1,5%.

Сомневается в значимости инцидента и генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:

Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Ничего странного в такой рассылке я не вижу, то есть я расцениваю это не как вмешательство. Это обычная политическая реклама либо политический спам. Всего-навсего компания использует все доступные методы. Но если, скажем, 10-15 лет назад нам спам рассылался на электронную почту, то сейчас он более эффективно рассылается через социальную сеть. Назвать это вмешательством в выборы сложно, это всего лишь элемент политической рекламы. И я думаю, сейчас пытаются максимально выжать дивиденды из истории с вмешательством в выборы в США: «русские хакеры» не прокатили, теперь начинают искать других, кто мог бы вмешаться, поэтому попалась эта компания под руку».

Проблема в том, что история получилась слишком привлекательной для СМИ. Все тематические теги на месте: вмешательство в выборы, русские мигранты, утечки из IT-гигантов, и это не говоря уже о тайно записанной британскими журналистами беседе главы Cambridge Analytica с подставным «шриланкийским бизнесменом». Политтехнолог предложил тому уничтожить репутацию оппонента, используя компромат и украинских проституток, — заголовки просто пальчики оближешь.

Поэтому да, когда вы делитесь любой информацией в сети, на вас начинают таргетировать рекламу, как политическую, так и бытовую. Но, по сути, речь не о вмешательстве в выборы, а о потенциальной безалаберности Facebook в работе с данными пользователей. Хотя в конгрессе США уже заговорили о вызове Марка Цукерберга для дачи показаний, а в американской прессе начали писать об «угрозе существованию» Facebook.