Производители пообещали не повышать цены на бензин. Такая договоренность была достигнута на совещании вице-премьера Дмитрия Козака и главы Минэнерго Александра Новака с крупнейшими нефтяными компаниями. С учетом решения снизить фискальную нагрузку на отрасль компании готовы поддерживать нынешний уровень розничных цен.

В конце мая Козак сообщал, что власти приняли решение снизить акцизы на дизельное топливо и бензин. Снижение должно произойти не позднее 1 июля.

Помогут ли эти меры сдержать рост розничных цен? Мнение президента Независимого топливного союза Павла Баженова:

Павел Баженов президент Независимого топливного союза «С одной стороны, рыночное ценообразование в оптовом звене, с другой стороны, директивное ценообразование в розничной цене, плюс привлекательная внешняя альтернатива, что вкупе создает условия для того, чтобы вот этот запас прочности по сдерживанию внутри страны цен кончился, и цены неизбежно пошли вверх. Соответственно, виной всему те правила игры, которые создало наше правительство. То, что у нас и НДПИ напрямую привязан к цене на нефть и к плавающему курсу рубля. Мы вместо того, чтобы снижать акцизы, как это было запланировано в рамках налогового маневра, повышали акцизы. А сегодня при росте цен на нефть, естественно, вся эта ситуация привела к тому, что на рынке образовался коллапс. Плюс, естественно, нефтяным компаниям выгоднее продукт отправлять на экспорт, и они таким образом балансируют цену на внутреннем рынке и на внешнем рынке. Я как представитель независимого сектора частной розницы, да, это 10 тысяч АЗС, в ужасе от сегодняшнего решения договориться держать цены, потому что я вижу цену на бирже. Я вижу, сегодня биржа стоит у нас 57 тысяч рублей, даже уже больше за тонну. То есть, уже сегодня АЗС работают с убытком 50 копеек. Просто, чтобы топливо появилось на АЗС — это убыток 50 копеек. Как можно в этих условиях держать цену, рассчитывая на там какие-то дальнейшие послабления».

Почему правительство вновь вернулось к ручному регулированию цен на бензин? Отвечает аналитик Virgin Oil Group Андрей Гордеев:

Андрей Гордеев аналитик Virgin Oil Group «Дело в том, что у нас достаточно высокая фискальная нагрузка на нефтяной сектор. По оценкам того же ФАС в литре бензина доля налогов составляет 65%. Поэтому, когда случается какой-либо резкий скачок на рынке, цены начинают резко увеличиваться. Если бы у нас налогов брали меньше, то, наверное, цена бензина была бы совершенно иной. Либо цена бензина зависела физически от цены на нефть. Как, например, в США. Да, мы можем с ними сравнить. У них в литре бензина доля нефти, стоимости нефти составляет порядка 50%, там 57%. Варьируется. У нас же доля нефти в литре бензина — это от 6% до 10%, то есть очень немного. Поэтому как у нас внутри цена на нефть меняется, рынок практически не замечает, поскольку большее влияние оказывает вот это увеличение акцизов. И в Налоговом кодексе до того, как было принято решение о понижении, было прописано, что акцизы будут увеличиваться в 2018 году дважды, в 2019 году, вплоть до 2020 года. То есть мы бы видели увеличение акцизов каждый год на 20-30 копеек. Было известно заранее, что цены будут расти».

Ранее Росстат сообщал о трехкратном увеличении темпов роста цен на топливо: в России больше нет бензина стоимостью ниже 40 рублей за литр.

Тем временем камчатский депутат потребовал место на парковке для своего коня. Михаил Пучковский признался, что из-за высоких цен на бензин был вынужден пересесть с автомобиля на коня, и потребовал организовать ему место для привязи животного у здания камчатского правительства. Об этом сообщает местный портал Kam24.ru.

По словам депутата, он живет исключительно на пенсию и из-за роста цен на топливо больше не может позволить себе ездить на личном автомобиле. «Сегодня наиболее удобный способ передвижения для меня — это мой конь Ракета. Топливом его не надо заправлять, билеты за проезд он не требует, да и в еде неприхотлив», — сказал депутат.