Украинский парламент 7 июня 254 голосами из 450-ти отправил в отставку министра финансов страны Александра Данилюка. Одновременно с этим Рада уже конституционным большинством, 315 голосами, приняла закон об антикоррупционном суде.

На первый взгляд, отставка Александра Данилюка вызвана его публичной ссорой с премьер-министром Владимиром Гройсманом из-за назначения заместителя уже бывшего министра финансов на заседании кабмина 23 мая. Но Данилюк после этого написал письмо «Большой семерке», в котором, в частности, указал на то, что Государственная фискальная служба Украины пронизана коррупцией и конфликтами интересов. Глава правительства обвинил Данилюка в том, что он «вынес сор из избы». Министр парировал, что он шел не «в избу», а бороться с коррупцией.

Тем временем Международный валютный фонд устами его представителя Джерри Райса уже высказал обеспокоенность в связи с отставкой министра. Но в полномасштабный кризис все это вряд ли перерастет, считает директор центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко:

Владимир Фесенко украинский политолог, глава центра прикладных политических исследований «Пента» «У Данилюка хорошие связи на Западе, в финансовых кругах, он там работал. При Януковиче он был одним из руководителей группы, которая разрабатывала проекты реформ. Он был связным с известным аналитическим центром McKinsey. Да, могут быть определенные проблемы с отставкой Данилюка, но они, скорее всего, будут связаны не с его личностью и не с его жалобами. Проблема другая: пока сейчас будет исполняющий обязанности министра, МВФ может предъявить претензию, чтобы был утвержден легитимный министр».

Хотя прямой связи между голосованием об отставке Данилюка и принятием закона об антикоррупционном суде нет, это позволит несколько смягчить скандал, полагает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «На кону был антикоррупционный суд, поэтому отставка Данилюка не имеет такого негативного для западных партнеров Украины резонанса. Сейчас начнется борьба за комплектацию и работу антикоррупционного суда. Все-таки Запад хотел большего влияния на формирование антикоррупционного суда, против чего украинская элита долго сопротивлялась. В конечном счете вышли на какой-то более или менее приемлемый вариант, потому что все-таки принятие закона обуславливалось новым траншем в рамках программы с Международным валютным фондом, а это, в свою очередь, автоматически открывало возможность финансовой помощи Европейского союза. Наш правящий класс рассчитывает на то, что суд в этом году не заработает».

Получение очередного транша кредита МВФ в полтора миллиарда долларов и связанной с его выделением финансовой помощи Евросоюза в миллиард евро, по оценкам экспертов, может позволить Украине продолжить платить по долгам и сохранить относительную стабильность финансовой системы хотя бы до следующих выборов. Они назначены на 2019 год. Хотя, по мнению ряда экспертов, существует вероятность, что они пройдут досрочно.