Сирийский конфликт возвращается в активную фазу: на юго-западе страны идет масштабное наступление сил Асада. Очагом стала зона деэскалации в провинции Дераа. По данным агрегаторов тактической информации, за последние две недели антиправительственные формирования в регионе потеряли до трети территорий.

У границ с Израилем и Иорданией уже скопились более 160 тысяч беженцев, сообщает The Guardian со ссылкой на данные ООН. Однако на правительственной стороне фронта наличие гуманитарной катастрофы не подтверждают.

Как говорит находящийся в Сирии российский военный кореспондент Олег Блохин, за эскалацию ответственны как раз противники Асада:

Олег Блохин военный кореспондент «Были переговоры. Пока они шли, наступления не было. Как только не договорились, был убит один из сирийских переговорщиков, и начались боевые действия. То есть было нарушение со стороны боевиков, плюс были обстрелы. Сам факт, что нарушается перемирие с одной стороны, вторая не обязана его дальше поддерживать, это уже на ее усмотрение. Поэтому сейчас продвижение идет, но местные жители — не столько армия, а даже больше местные жители — вынуждают боевиков уйти из населенных пунктов, и армия во многие пункты входит без боя».

Опасения вызывает возможность жесткой реакции со стороны США. В середине июня Госдепартамент предупредил Дамаск о неприемлемости военных действий в зонах деэскалации, одной из которых является провинция Дераа. Как говорилось в сообщении, США будут принимать «жесткие и адекватные меры» в случае возобновления боевых действий.

При этом на прошлой неделе из Вашингтона поступил противоположный сигнал. По данным Reuters, Госдепартамент информировал антиасадовские формирования в регионе о том, что им «не следует опираться на предпосылки или ожидания нашего военного вмешательства».

Эскалацию в Дераа комментирует доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев:

Сергей Серегичев доцент кафедры всеобщей истории РГГУ «Главное, чтобы правительство сейчас палку не перегнуло, потому что военная составляющая всегда самая простая. Она кажется сложной, но на самом деле она простая: видишь врага — убиваешь врага. А вот когда нет врага, когда ты освободил территорию и тебе надо на этой территории устанавливать нормальную, в том числе и политическую жизнь, тут возникают колоссальнейшие проблемы. Так что ад еще только предстоит. То, что мы видели, это был бой плюшевых медвежат, и наши дипломаты пытаются эту мысль донести до Асада и его генералов, что надо мириться, надо набираться терпения, надо торговаться, надо идти где-то на уступки, потому что иначе опять пойдет все заново, и это будет ужас».

Провинция Дераа находится в юго-восточной части Сирии и прилегает к границам Иордании и израильским Голанским высотам. Обе страны отказываются принимать поток сирийских беженцев, но передают им гуманитарную помощь.

В Тель-Авиве сообщили, что к границе переброшены бронетанковые и артиллерийские части, однако вмешиваться в конфликт Израиль не собирается. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что находится в постоянном контакте с Москвой и Вашингтоном.

Также 30 июня произошел инцидент и в другой части Сирии — на северо-западе. Дроны неизвестной принадлежности были обнаружены в небе у российской авиабазы Хмеймим в Сирии, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя базы. По его словам, группа малоразмерных воздушных целей была уничтожена штатными зенитными огневыми средствами. Пострадавших в результате операции нет, материального ущерба причинено не было.