Руководство корпорации Mirax Group готово сократить этажность башни «Восток» делового комплекса «Федерация» на территории ММДЦ Москва-Сити с 94 до 64 этажей, сообщается на официальном сайте корпорации.

В этом заявлении председатель совета директоров Mirax Group Сергей Полонский, известный своими скандальными заявлениями, такими как «У кого нет миллиарда, могут идти в жопу» или обещанием съесть галстук, если квартиры не подорожают, сперва все-таки благодарит государственные органы за содействие в реализации этого проекта, однако предупреждает, что дальнейшая его реализация невозможна.

«К сожалению, в настоящих экономических условиях, реализация таких технологически сложных и знаковых проектов, как строительство самого высокого здания в Европе, в России нерентабельно, — цитируется заявление главы группы. — На первом месте для нас сегодня стоит достройка всех наших объектов, помимо башни «Федерация», и выполнение обязательств перед нашими клиентами и инвесторами».

Как объяснил представитель пресс-службы Mirax, решение о сокращении этажности башни «Федерация» связано с тем, что ставки банковскизх кредитов, предлагаемых на завершение объекта, не ниже 30% годовых, что делает строительство нерентабельным.

Как утверждается в сообщении Mirax, подобные проекты реализуются в мире по ставке не выше 10%. Когда компания начинала строительство, кредитная ставка составляла 9,5% годовых, уточняют в Mirax.

Расчеты компании таковы: при ставках от 30 до 40% себестоимость строительства башни «Федерация» составит 3500 евро/кв. м, при том что цена продажи метра площади в этом комплексе составляет около 3000 евро.

«В случае сокращения этажности на достройку башни «Федерация» потребуется 100 млн долларов и 8 месяцев, — описывает альтернативу компания. — Таким образом, корпорация сможет быстро реализовать оставшиеся площади в этом здании, рассчитаться с кредиторами и достроить начатые проекты».

Однако руководство Mirax готово и пересмотреть свое решение — если кто-нибудь даст кредит под 12% годовых. Ряд экспертов называет эту возможность главной целью заявления Сергея Полонского, хотя другие утверждают, что теоретически у башни «Восток» есть шансы превратиться в «карликовую».

Руслан Винокуров, старший директор, руководитель отдела управления проектами компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, считает, что в Москве изменить проект, строительство которого на треть пройдено, весьма вероятно: «Сокращение этажности здания возможно, хотя и требует прохождения новой процедуры согласований проекта. При наличии мощного административного ресурса процесс пересогласования может пройти достаточно быстро и наименее рискованно с точки зрения сроков проекта и материальных расходов».

Управляющий партнер компании ЛСМС Дмитрий Золин также соглашается, что такое развитие событий возможно: «В сложившейся ситуации изменение концепции вполне реально, так как на данный момент средств на завершение проекта в первоначальном виде у девелопера нет, а правительство Москвы не заинтересовано в долгострое и поэтому может пойти навстречу девелоперу».

Елена Просветова, ведущий эксперт-аналитик по маркетингу, департамент консалтинга компании GVA Sawyer, считает, что Mirax преследует цель добиться дешевого кредита и завершить проект: «Скорее всего, в первую очередь Mirax в ближайшее время будет вести переговоры, нацеленные на привлечение более дешевого кредита, и пытаться сохранить проект башни «Федерации», — говорит эксперт. — Еще в октябре текущего года Альфа-банк, крупнейший кредитор проекта, предложил российским банкам и западным фондам создать синдикат для совместного финансирования достройки башни «Федерация» в ММДЦ «Москва Сити».

При этом Елена Просветова напоминает, что в случае изменения проекта Mirax придется не только проходить дополнительные согласования, но и проводить непростые переговоры с партнерами и инвесторами проекта. «Ранее было анонсировано, что на этажах 49-61 и 91-94 этажи (61-91 эт. — апартаменты) будет размещен отель категории «5 звезд» на 368 номеров под управлением сети Hyatt. Соответственно, должен быть урегулирован вопрос с сетью», — поясняет Елена Просветова.