По его мнению, перспективными можно считать быстрорастущие региональные компании, особенно в сфере сельского хозяйства.

В ноябре США могут ввести против России очередной пакет санкций. Как банки уже научились работать в этих условиях, особенно с крупным бизнесом, что изменилось в этих взаимоотношениях и как внешняя конъюнктура влияет, в том числе на бизнес, под санкции не попавший? В портфеле Райффайзенбанка доля клиентов, уже состоящих в американском санкционном списке, невелика, но и с ними продолжается взаимодействие.
Дмитрий Средин: Мы, естественно, проанализировали все компании, которые находятся в этом списке и четко понимаем, как с ними работали и как будем работать. Мы со всеми находимся в диалоге и уже прошли непростой период, когда две компании попали в этот список и все коммерческие банки были вынуждены сворачивать взаимоотношения с этими компаниями. Мы прошли этот этап на очень позитивной волне и продолжаем вести с ними диалог. Мы знаем, как действовать «в случае если». Но точно не боимся и продолжаем работать в режиме бизнес as usual. Просто все радары включены, и мы очень четко знаем, что будем делать при любом сценарии развития событий.
Что касается остальных клиентов банка, то на работе с ними внешняя обстановка в той или иной степени тоже отразилась. Глобальных сдвигов нет, но есть новые вводные в отношении анализа рисков клиентов.
Дмитрий Средин: Мы заявляли полтора года назад достаточно серьезный рост в России: 30% рост в корпоративном бизнесе. Мы этих показателей достигли и двигаемся очень уверенно, при этом внешняя конъюнктура накладывает свой отпечаток на то, как мы взаимодействуем с точки зрения нашей кредитной политики, анализа и оценки рисков. Этот анализ сместился от детального изучения финансового состояния наших заемщиков в более детальное изучение политических рисков, относящихся к той или иной группе компаний, с которыми мы работаем. Естественно, в ряде случаев это удлиняет процесс принятия решения, но каких-то глобальных изменений с точки зрения взаимодействия банков и клиентов мы не видим в настоящий момент.
Меняется и поведение потенциальных крупных заемщиков. Основная причина — валютные риски и новый подход бизнеса к их оценке. Низкая ставка больше не решающий аргумент.
Дмитрий Средин: Рублевые компании стали реже занимать в долларах. По опыту нашего банка, значительное изменение произошло 12-18 месяцев назад, когда риторика поменялась. Раньше приходили и смотрели: в долларах ставка X, в рублях — Y. Если в долларах дешевле, то клиент настаивал на том, чтобы банк выделил средства в долларах. Все уговоры и объяснения, что в случае изменения валютного курса вы попадаете на огромные финансовые риски для своего бизнеса, не очень помогали. Видимо, надо было один раз обжечься. В случае корпоративных клиентов мы прошли гигантскую волну реструктуризаций два-три года назад. Это касалось, в частности, рынка коммерческой недвижимости. И сейчас совсем другая риторика и другие разговоры с клиентами, и заемщики стали очень внимательно на это смотреть. А если уж приходят за валютными кредитами, имея рублевые денежные потоки, то разговор обязательно касается хеджирования.
Критерий «надежность» вышел на первый план и при выборе банка-партнера. За последние 12 месяцев наметилось два устойчивых тренда: переток клиентов из средних и мелких банков и бегство к качеству.
Дмитрий Средин: Политика Центрального банка в отношении банковской системы привела к тому, что финансовые директора, собственники бизнеса и первые лица компаний начали более тщательно смотреть, с какими финансовыми институтами они работают. И критерии, как минимальная ставка по кредиту и более высокая ставка по депозиту, уходят на второй план. Люди смотрят на то, где надежнее хранить свои деньги. И как репутационно будет выглядеть работа с тем банком, который может потерять лицензию. Тенденция номер два: переток пассивов в банки первой десятки-двадцатки достаточно ощутим, начиная с лета этого года.
Но при этом банки, по крайней мере, Райффайзенбанк, при поиске потенциальных заемщиков, похоже, расширили свои горизонты?
Дмитрий Средин: Мы сейчас очень большой фокус направили на российские регионы, на компании, которые нечасто фигурируют в списке Forbes, но при этом быстрорастущие, с прекрасным менеджментом, с отличным финансовым состоянием, с понятной стратегией развития. Мы провели детальный анализ всей структуры российской экономики, анализируя, с кем бы мы хотели работать и в каких регионах. Сегмент компаний с выручкой от 5 до 40-50 млрд рублей мы видим очень перспективным в данный момент и планируем продолжать в нем расти.
Успешные и даже впечатляюще успешные кейсы сейчас можно найти в сельском хозяйстве.
Дмитрий Средин: Меня очень приятно удивила наша винодельческая промышленность, например. Я побывал на нескольких предприятиях в Краснодарском крае, и уровень технического оснащения, понимания персонала того, как надо работать, что они делают и для чего, меня поразили. Тот имидж, который был пять лет назад, не имеет ничего общего с тем, что сейчас происходит. То, как развивается сельское хозяйство в стране, действительно радует. Помимо того, что они профессионально это делают, это еще и жизнеспособный бизнес, который в состоянии продолжать развиваться и продолжать реинвестировать полученную прибыль, и, что для банка важно, обслуживать кредит.
Далеко не только внешняя конъюнктура меняет взаимоотношения крупного бизнеса с кредитными организациями. Большой вклад в эти изменения вносит и цифровизация, о которой сейчас так много говорят. Розничные клиенты видят результат в качественно новом уровне удобства контактов с банком, а в корпоративном сегменте новые технологии позволяют повысить скорость предоставления финансовых инструментов.
Дмитрий Средин: У нас постоянно идут обновления, мы работаем со стартапами, смотрим новые идеи, внедряем их максимально быстро. Все модные слова, которые звучат в эфире: аджайл, скрам — это все у нас есть и по полной используется в том формате, который необходим банку. Мы не пытаемся слепо копировать кого-то. Но эти нововведения позволяют нам какие-то продукты и инструменты предоставлять быстрее, какие-то — качественнее, минимизировать количество документооборота. Все эти вещи по мелочи вроде бы неважны, но в комплексе они дают очень важный эффект для клиента.