Федеральное управление гражданской авиации США, основываясь на бюллетене Boeing, выпустило директиву для модели 737 Max, в которой подробно описываются признаки опасной ситуации и необходимые действия экипажа. Сбой возникает при определенных условиях, когда бортовой компьютер начинает получать неправильные показания датчиков. В этом случае нужно перейти на ручное управление, объясняет пилот «Аэрофлота», командир А320 Андрей Литвинов:

Андрей Литвинов пилот «Аэрофлота», командир А320 «Boeing признает, что у них проблемы с автоматикой, то есть самолет в какой-то момент думает, что он падает в связи с потерей скорости, и переходит в пике. Но на самом деле этого не происходит. Здесь у них какой-то косяк. В новых самолетах Boeing 737 Max, видимо, что-то недоработали, поэтому надо просто отключать автоматику. Да, это отказ неприятный. Это отказ предательский. Лететь некомфортно, но лететь можно».

29 октября у берегов Западной Явы в Индонезии потерпел крушение Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air. На борту находились 189 человек, все погибли.

Причина катастрофы пока не установлена. По данным британских СМИ, за день до катастрофы на самолете заменили один из датчиков, который сбоил на протяжении предыдущих четырех полетов.

Производитель — Boeing — вполне может исправить ошибку, не останавливая полеты самолетов данного типа, и это безопасно, говорит председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов:

Олег Смирнов председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, президент фонда «Партнер гражданской авиации» «Эти уточнения Boeing может внести в электронную систему, не останавливая парк самолетов, но какое-то время на это уйдет, предположим час, два, три, десять. Потом продолжатся полеты, и просто так этот вопрос не спустят с тормозов, потому что это вопрос безопасности полетов. Если авиакомпания принимает решения производить полеты на этом самолете после определенных действий, это оправданное решение и поэтому абсолютно безопасное, боятся этого не следует».

Есть другое мнение: проблема не в датчиках, а в системе управления самолетом, причем дефект присутствует не только в новейшей модели 737-го, но и во всех старших моделях линейки, утверждает независимый технический эксперт Юрий Антипов. В качестве аргументов он приводит другие катастрофы, в частности в Ростове-на-Дону в марте 2016-го, когда Boeing 737 тоже свалился в пике, как и версия Max авиакомпании Lion Air.

Юрий Антипов независимый технический эксперт «Когда штурвалом пилот интенсивно пользуется, стабилизатор очень медленно за ним успевает. В определенный момент ситуация может выйти из-под контроля, когда медленно «думающий» стабилизатор через электронику, через мозги самолета входит в противоречие с действиями руля высоты, которые осуществляет пилот. В итоге мы получаем ситуацию, когда самолет становится неуправляемым. Boeing вскрывает свою принципиальную ошибку, связанную с управлением именно этой модели, 737, и сбрасывает пока все на датчики, в данном случае датчик набегающего потока».

По данным американских авиационных властей, проблема, обнаруженная в Boeing 737 Max, может затронуть 246 самолетов по всему миру. В России два таких самолета эксплуатирует S7. В авиакомпании Business FM сообщили, что получили рекомендации производителя, но они не требуют никаких дополнительных действий, поскольку «все рекомендации для экипажей и технических специалистов содержатся в действующих инструкциях». Вопрос радиостанции о безопасности полетов на Boeing 737 Max остался без ответа.