Обновлено в 16:24

Сергей Кельбах освобожден от должности председателя правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» по собственному желанию. Соответствующее распоряжение правительства подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

На место Кельбаха назначен его первый заместитель по технической политике Вячеслав Петушенко. Информация о скорой отставке главы «Автодора» появилась неделю назад.

Сергей Кельбах возглавил «Автодор» в 2011 году. До этого работал в Санкт-Петербурге — замом председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству городского правительства. Затем в течение года возглавлял в Москве компанию «Дороги России».

Именно под руководством Кельбаха «Автодор» осуществил наиболее крупные проекты: реконструкцию и строительство федеральных трасс М4 «Дон» в период подготовки к Олимпиаде в Сочи, трассу М3 «Украина» и другие.

При Кельбахе также началось строительство Центральной кольцевой автодороги в Московской области. Предполагается, что она разгрузит ведущие в столицу федеральные трассы. Стоимость проекта составляет более чем 300 млрд рублей.

Отставка грозила Сергею Кельбаху еще летом 2018 года из-за срыва сроков сдачи проекта, пишет РБК. Тогда ему удалось сохранить пост под обязательство ускорить строительство Центральной кольцевой автодороги и сменить команду. Команду он поменял, но проблемы с реализацией проекта устранить не удалось. Планировалось, что 500 километров ЦКАД будут готовы в 2018 году. Сроки сдачи трассы неоднократно сдвигались, стоимость проекта росла.

В прошлом году президент страны поручил Счетной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету проверить причины удорожания строительства и выполнение госконтрактов. Счетная палата выявила низкое качество проектирования, неэффективную работу заказчика — госкомпании «Автодор» — и невыполнение инвесторами своих обязательств. Сдать ЦКАД получится не раньше конца 2021 года, признали аудиторы.

Проект Центральной кольцевой автодороги был изначально обречен на проблемы, говорит руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов:

Алексей Безбородов руководитель исследовательского агентства InfraNews «Центральная кольцевая автомобильная дорога — наименее необходимый объект в системе «Автодора» с точки зрения стройки. Это понимал и сам ныне уволившийся руководитель, и все коллеги. Проблема не в том, что они не хотели строить, а в том, что не было концессионеров. К Кельбаху всегда были вопросы. Лучше «Автодора» однозначно работал, наверное, «Росатом». Он свои задачи нормально выполнял. Связывать эту историю с проверкой Счетной палаты, значит, награждать Алексея Кудрина некими прерогативами верховной власти. Было изначально понятно, что ЦКАД — малодоходный, очень медленный проект. Если концессионер не хочет идти по тем или иным экономическим причинам, то вина не «Автодора», а государственных условий, либо маркетинговая ситуация. У ЦКАД совпали обе».

Смена руководства компании «Автодор» никак не улучшит ситуацию с реализацией проекта ЦКАД, считает управляющий партнер экспертной группы «ВЕТА» Илья Жарский:

Илья Жарский управляющий партнер экспертной группы «ВЕТА» «Увольнение Сергея Кельбаха — это история для того, чтобы показать, что какая-то активность ведется после срыва сроков. В реальности, конечно, вряд ли это приведет к ускорению выполнения проекта. Даже, может быть, наоборот, потому что если команда будет существенно меняться, им придется какое-то время погружаться в документы. Вообще, конечно, эти сроки, вероятно, и дальше будут срываться. Западные санкции мешают привлечению инвесторов на различные участки, а минимум половина проекта должна быть включена в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Как мы знаем, в экономике регулярно растут цены, любые задержки вынуждают пересматривать проект. Также есть локальные истории задержек по переговорам с «Газпромом», «Транснефтью» по переносу линии электропередач, трубопроводов».

Еще один крупный проект «Автодора», который не успели сдать в срок, — трасса М11 «Москва — Санкт-Петербург». Дорога общей протяженностью более 600 километров строится с 2010 года. Общая стоимость проекта — около 450 млрд рублей. Автомагистраль собирались запустить к чемпионату мира по футболу 2018 года, но сроки были сдвинуты. По новым данным, М11 будет полностью открыта в 2019 году.