Мэрия Москвы платит сотовым операторам сотни миллионов рублей за данные о местонахождении и передвижении жителей и гостей столицы. Как сообщают «Ведомости», за последние четыре года на геоаналитику городские власти потратили более полумиллиарда рублей, из них 100 млн в прошлом году.

Зачем городу нужна такая «слежка», объясняет исполнительный директор и сооснователь GetShopTV Шариф Кармо:

— Это местонахождение и передвижение абонента по разным точкам, то есть по факту постоянное отслеживание абонентского устройства в сети. Эти данные в принципе использовались уже десятки лет операторами для того, чтобы понимать, где и как строить свою инфраструктуру, где ее улучшать, где, наоборот, можно убрать базовые станции. И сейчас эти данные стали в обезличенном виде продаваться третьим покупателям. Все, что касается обезличенных данных, не является персональными данными, просто является анонимными данными, где каждому абонентскому устройству присваивается какой-то цифровой случайный номер либо, может быть, буквенный. То есть он ни о чем не говорит. Ваш телефон обозначен в системе, например, как СБ-116-88, вот и все, что знают о вас люди, которые купили эти данные. Но при этом они знают все о ваших передвижениях, но кому они принадлежат, никто не знает.

— Для чего госструктурам могут понадобиться подобные данные?

— В основном для всего, что касается урбанистики, передвижения людей, застройки городов, инфраструктуры, планирования маршрутов общественного транспорта и так далее. Это очень важная система, которая позволит, во-первых, улучшить жизнь людей, во-вторых, удешевить составление такой аналитики. Это значит, что не нужно будет посылать условного человека в Южное Бутово, чтобы он смотрел, как часто там ходит автобус и успевает ли скапливаться очередь.

Представитель Института Генплана Москвы рассказал изданию, что данные операторов учитывались, в частности, при разработке территориальной схемы Новой Москвы. Благодаря геоаналитике стало известно, что по факту там находится почти вдвое больше людей, чем официально зарегистрировано. Это было учтено при прокладке метро, реконструкции и строительстве магистралей и дорог.

Данные о локации клиентов у мобильных операторов также покупает и бизнес, говорит основатель компании Tazeros Global Артур Хачуян:

Артур Хачуян основатель компании Tazeros Global «Все, что есть у сотовых операторов, это, как правило, геолокация и параметры типа даты регистрации SIM-карты. Чаще всего у них покупают микрокредитные организации дату открытия и закрытия счета, чтобы понимать, насколько долго человек пользуется этим номером, магазины, которым нужно понимать, где им нужно открыть новую точку продаж, какая там примерно будет выручка. У МТС есть целое подразделение «больших данных», но, на мой взгляд, это какие-то статусные и значимые истории, нежели реальный бизнес».

Совокупно операторы зарабатывают на продаже «больших данных» корпоративным клиентам, госорганам и госкомпаниям несколько миллиардов рублей в год.