Обновлено 10 апреля в 10:21

По итогам подсчета 94% голосов обе лидирующие партии — Биньямина Нетаньяху и Бени Ганца — получают по 35 кресел в кнессете. Явка на выборах составила почти 70%.

Действующему премьеру может быть куда проще создать коалицию: туда могут войти религиозные и правоцентристские партии, а также партия русскоязычных израильтян. Тогда у Нетаньяху будет около 60 мандатов в 120-местном парламенте.

Именно дальнейшее формирование правящей коалиции повлияет на то, какой в результате будет политика Израиля, говорит израильский политолог Саймос Ципис.

Саймос Ципис политолог «Бени Ганц центролевый, а Нетаньяху правоцентристский. Бени Ганц, если он станет премьер-министром, скорее всего, будет намного серьезнее в изменениях, чем если останется Биби Нетаньяху. Вопрос сейчас очень остро стоит в том, в какую сторону переметнется правый лагерь. Они могут переметнуться и к Бени Ганцу, и к Биньямину Нетаньяху. Нафтали Бенет, он поставил условия: кто даст ему портфель министерства обороны, к тому он и пойдет в коалицию, если он этот портфель не получит, кто бы ни стал премьер-министром, он, наверное, уйдет в оппозицию. Чаша весов — ее может перевесить партия «Новые правые».

При этом открытую поддержку Биньямину Нетаньяху оказывает американский президент. Перевод посольства в Иерусалим, признание израильской территорией оккупированных Израилем Голанских высот. Разворачивание в Израиле новейшего американского мобильного противоракетного комплекса THAAD. И буквально накануне выборов — объявление иранского КСИР «террористической организацией». Все это делается настолько незавуалированно, что дошло до того, что 13-й канал израильского ТВ заявил, что «Дональд Трамп действует как агент «Ликуда» в Белом доме».

При этом трудно не заметить, что речь идет не просто о неких символических жестах, а о фундаментальных политических действиях, последствия которых для США, да и для всего мира будут иметь долгосрочный характер. Учитывая, что даже если Нетаньяху выиграет, он не будет оставаться у власти вечно, все это не может не удивлять. Если только вы не устали удивляться импульсивным действиям американского президента, говорит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев.

Юрий Рогулев директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ «Вряд ли Трамп думает о каких-то долгосрочных эффектах. Он думает о том, что он может сделать здесь и сейчас. С одной стороны, он явно чувствует близость к самому этому лидеру. Нетаньяху тоже представитель взглядов националистических и правых. На него может оказывать влияние его зять, который хочет войти в историю в качестве человека, который примет решение, имеющее такой долгосрочный характер, в отношении Ближнего Востока. Трамп уверен абсолютно в том, что он все делает правильно. И уверен абсолютно в том, что все остальные все делали неправильно. Политику делает человек, который от политики далек».

Похоже, что в случае проигрыша или победы «Ликуда» израильская государственная политика изменится не очень сильно. Но лично для Нетаньяху результаты выборов могут иметь достаточно неприятные последствия. В конце февраля генпрокурор Израиля Авихай Мандельблит заявил о готовности предъявить премьеру обвинения в коррупции и торговле влиянием по целому ряду эпизодов. И в случае проигрыша Нетаньяху будет значительно труднее утверждать, что речь идет всего лишь о политически мотивированном преследовании.