Обновлено 17:07

Следственный комитет России попросил перевести основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви из СИЗО под домашний арест, сообщает «Интерфакс».

«В Басманный суд поступило ходатайство следственных органов об изменении меры пресечения в отношении обвиняемого Калви», — рассказала ТАСС пресс-секретарь суда Юнона Царева. Заседание суда назначено на 11 апреля в 13:00.

СК также просит перевести под домашний арест экс-председателя правления банка «Восточный» Алексея Кордичева.

В Baring Vostok «Интерфаксу» заявили, что надеются на удовлетворение ходатайств СКР о переводе Калви и Кордичева под домашний арест. «Мы также рассчитываем на то, что подобные ходатайства поступят и в отношении их четырех коллег», — отметили в фонде.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов также приветствует решение следствия перевести Калви под домашний арест и считает, что мера пресечения должна быть изменена всем фигурантам дела. «Они точно так же подпадают под действие статьи 108 УПК», — сказал он ТАСС. Вот что Титов сказал Business FM:

Борис Титов уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей «Думаю, что, как мы и предполагали, общественное мнение, поддержка, которую предприниматели высказали по делу Калви, делают свое дело. Реакция общества приводит к тому, что изменения идут в положительную сторону. Конечно, не до конца, потому что остается вопрос, какая будет мера пресечения, мы все-таки настаивали бы на залоге, если уж не совсем мягкая подписка о невыезде. Находиться под домашним арестом намного лучше, чем в СИЗО, но это не дает возможности нормального управления своей компанией. Хотелось бы, чтобы в этом плане у Калви и его партнеров были свободные руки, тем более залог гарантирует, что они никуда не денутся. Хотя они и так никуда не денутся, потому что живут в России много десятков лет, американец Калви является главным пропагандистом инвестиций именно в нашу страну. Пока мы видим, что есть позиция Следственного комитета по Калви, но нет позиции по всем остальным фигурантам дела. Если Калви выходит, то должны выйти все».

В обсуждениях в соцсетях многие употребляют слово «оттепель», напоминая, что на днях под подписку о невыезде освободили Кирилла Серебренникова. Вряд ли происходящее можно так называть, рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

— Оттепелью это назвать нельзя, скорее имитация оттепели. Сегодняшнее решение — точнее, пока только просьба в отношении господина Калви — не стало неожиданностью. Позавчерашнее решение отпустить господина Серебренникова из-под домашнего ареста стало неожиданностью. Сейчас ясно, что власть пытается создать определенную иллюзию оттепели, чтобы не плодить недовольство и глухое нарастающее брожение в элитах. Здесь вопрос, в каком положении окажется сам господин Калви, который раньше настаивал на изменении меры пресечения в отношении всех своих коллег по несчастью, коллег по преследованию. Пока речь идет только о господине Калви и еще одном фигуранте дела. Думаю, господин Калви, наверное, не последний, посмотрим, что будет.

— То есть таких показательных выступлений будет еще немало?

— Поступков со стороны власти ожидается еще несколько. Власть сейчас имитирует оттепель, чтобы не раздражать всех, кроме силовиков, а вот где, по их мнению, та красная черта, после которой начнут раздражаться силовики? Большой вопрос, что будет с Абызовым и Ишаевым, потому что, в отличие от ситуации с Серебренниковым и в меньшей степени от ситуации с Калви, на кону там большие аппаратно-финансовые интересы. Если их отпустить, тогда это будет означать, что кто-то сильно потеряет деньги, на которые он уже рассчитывал и почти держит их в руках.

— Как сообщалось, американский бизнес может бойкотировать Петербургский экономический форум, если Калви не выпустят на свободу. Это могло как-то повлиять на решение Следственного комитета?

— Нет, это точно никак не повлияло. Повлияло, скорее всего, многочисленное и очень быстрое поручительство за господина Калви сразу после его ареста.

О причинах поворота в деле Майкла Калви рассуждает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Очевидно, решение по делу Калви принимал президент, тут нет никаких сомнений. Мы видим, что за Калви просили достаточно серьезные люди и силы, но часто в таких случаях просьбы могут не иметь никакого влияния на первое лицо, потому что есть аргументы другой стороны, была получена санкция на жесткие действия. Перетягивание каната между условными либералами и условными силовиками обычно происходит в пользу последних. Сейчас дела Серебренникова и Калви явно связаны друг с другом. Они шли друг за другом: это не случайные совпадения, очевидно, Путин решил показать свою определенную либеральность, два таких резонансных дела пошли по более гуманному сценарию. Но эта история не первая, синусоида (оттепель — заморозка) очень часто наблюдается в России. Если вы считаете, что на этом завершился силовой проект, а Путин начнет всех массово выпускать из СИЗО, этого не будет».

Майкл Калви и еще пятеро подозреваемых были задержаны в середине февраля. Их обвинили в хищении у банка «Восточный» 2,5 млрд рублей. Сейчас все они находятся под арестом.

Большинство фигурантов вину отрицают. В ходе ареста защитник экс-главы правления банка «Восточный» Алексея Кордичева заявил, что его клиент пошел на сотрудничество со следствием и «раскрывает всю структуру этого преступления». Позже обвиняемый расторг с ним соглашение. В настоящее время его позиция неизвестна.