Президент США Дональд Трамп обнародовал расшифровку своего телефонного разговора 25 июля с президентом Украины Владимиром Зеленским.Именно этот разговор стал поводом для демократов начать процедуру импичмента действующего президента. Их обвинения строятся на том, что Трамп шантажировал президента Зеленского, попросив у него возобновить расследование деятельности сына бывшего президента США Джозефа Байдена Хантера в обмен на предоставление американской финансовой и военной помощи. Хантер Байден был членом совета директоров украинской энергетической компании «Бурисма». Белый дом утверждает, что Байден, используя свое положение вице-президента, настоял на увольнении генерального прокурора Украины Виктора Шокина за то, что тот завел расследование против этой компании. В свою очередь, Байден утверждает, что он, как и другие западные лидеры, настаивал на увольнении Шокина, поставив это в качестве условия предоставления кредита МВФ в 1 млрд долларов, потому, что генпрокурор якобы был коррумпированным человеком и мешал бороться с коррупцией на Украине. Каковы теперь перспективы импичмента президенту США?

Дональд Трамп решил, что лучший способ обороны — это нападение. Поэтому он не стал пользоваться «привилегией исполнительной власти» на сохранение секретов от законодателей, а также не послушался госсекретаря Майка Помпео, который был против обнародования. И сразу же вывалил на всеобщее обозрение откровенный разговор двух президентов, который совсем не был предназначен для сторонних ушей. И теперь всякий другой президент любой страны мира, который будет разговаривать с американским лидером, будет иметь в виду, что их разговор тоже может быть либо представлен Конгрессу, либо вообще опубликован в газетах.

В разговоре есть несколько пикантных моментов. В частности, Зеленский откровенно жалуется Трампу на то, что Евросоюз в целом, а также лидеры Франции и Германии Макрон и Меркель мало поддерживают Украину, а также непоследовательны в отношении к России в санкционной политике. И только, мол, Америка является настоящим другом и партнером. Когда Зеленский все-таки доберется до стола переговоров в «нормандском формате», европейские партнеры ему это еще припомнят. Жалуется Зеленский и на бывшего посла США на Украине Мари Йованович, которая поддерживала Порошенко, а к нему не благоволила. Трамп в ответ называет ее «катастрофой».

В ходе разговора Трамп несколько раз подчеркнул, как добра, щедра и благожелательна Америка к Украине. При этом заметив, что, мол, взаимности не ждет. Но в контексте можно было понять, что именно на нее он и намекает. Трамп высказал две просьбы. Первая состояла в расследовании деятельности компании CrowdStrike, специализирующейся в области кибербезопасности. Она наряду с Минюстом занималась расследованием хакерской атаки на сервер Демократической партии, когда ее переписка была «слита» через Wikileaks. Она четыре раза упомянута в докладе спецпрокурора Мюллера о так называемом «русском вмешательстве». Как и Минюст, CrowdStrike пришла к выводу, что сервер демократов взломали русские. Однако Трамп почему-то вбил себе в голову, что эта компания украинская и владелец ее какой-то украинский олигарх, а также, что у нее находится некий пропавший сервер, на котором есть еще что-то. То ли против демократов, то ли против русских. На самом деле, компания базируется в Калифорнии, к Украине отношения не имеет, никакого пропавшего сервера нет.

Вторая просьба касается как раз расследования обстоятельств, почему вице-президент Джозеф Байден настоял на увольнении генпрокурора Виктора Шокина, которого Трамп всячески хвалит, но по имени, видимо, не помнит. Он просит Зеленского переговорить с генпрокурором США Уильямом Барром и своим советником Рудольфом Джулиани. Зеленский в ответ, обещая поставить во главе Генпрокуратуры верного ему человека, также обещает провести тщательное и всестороннее расследование. Однако при этом Трамп не высказывает Зеленскому прямо никаких условий. Приостановленная незадолго до разговора под предлогом проверки эффективности ее расходования помощь им не упомянута. Это можно было понять лишь в контексте разговора. Но к самому тексту придраться будет трудно.

Возможно, именно по этой причине, научившийся еще будучи девелопером в Нью-Йорке, говорить такими фразами, до которых трудно докопаться следователям, Трамп так легко сдал расшифровку разговора. Потому что есть еще, по крайней мере, один документ, с которым Конгресс хочет ознакомиться. Речь идет о рапорте сотрудника спецслужб США, который, видимо, слил газете The Wall Street Journal содержание разговора с Зеленским, но до этого доложил начальству, судя по всему, о своих подозрениях насчет того, что президент нарушил закон, пытаясь прибегнуть к помощи иностранного государства, шантажируя его американскими деньгами, с целью повлиять на ход будущей президентской кампании.

Теперь предстоит долгая и грязная битва. Исход ее зависит от того, какие еще документы будут обнаружены. Ясно, что часть американского истеблишмента, в том числе сотрудники его собственной администрации, работают на снос хозяина Белого дома. И это одно из тех обстоятельств, которое будет подрывать попытки наладить уже российско-американские отношения.